В редакцию «ЦГ» продолжают поступать письма на конкурс. Свои рукописные воспоминания об отце принес и Николай Афанасьевич Котенко из Селятина.
Время летит неумолимо. Уже ушли практически все те люди, которые прошли годы военного лихолетья. Но осталась наша память о них, о тех людях, которые воевали, – в тех старых пожелтевших фотографиях, где они навечно молодые, в их письмах, воспоминаниях.
Мой отец, гвардии капитан Котенко Афанасий Павлович 1916 г.р., не любил рассказывать о войне. Но вот однажды, посмотрев фильм по сценарию К. Симонова «Живые и мертвые», сказал мне: «А мне тоже пришлось в начале войны в Прибалтике воевать в окружении». И рассказал мне несколько эпизодов из своей военной поры, которые я записал.
Родился он в Омской области, в 1938 году был призван в ряды РККА и направлен служить в Краснознаменную дальневосточную армию. Окончил полковую школу в г. Иман и в звании сержанта был направлен командиром отделения в 149 стрелковый батальон. Принимал участие в боевых действиях на озере Хасан. В 1940 г. проходил службу в 402 ГАП Б.М. в Прибалтийском ОВО. 409 ГАП БМ входил в состав 27 армии, управление находилось в г. Риге. Один из дивизионов дислоцировался в г. Таураге.
«22 июня в 4 утра город подвергся массированному артиллерийскому обстрелу. В городе возникли пожары. Придя в себя от первых обстрелов и взяв в руки оружие, вступили в бой с немецкой пехотой, которая в 5 утра вошла в город под прикрытием танков. Город оборонял 657 сп и отдельные разрозненные войсковые соединения.
Пушки 402 ГАП выводились на прямую наводку и били по немецким танкам. Уличные бои местами переходили в рукопашные схватки. Дрались прикладами, штыками, в ход шли саперные лопатки. Бой в городе шел целый день. Затем нашим пришлось отступать на Шауляй. Дрались они и с немцами, и с местными литовскими бандитами, которые стреляли в спину. Уводили и материальную часть полка, расходуя последний боезапас по вражеским колоннам.
25 июня заняли оборону по рубежу реки Западная Двина, чтобы не допустить переправы немцев. Но 26 июня передовые части 56 моторизированного корпуса немцев прорвали нашу оборону и заняли г. Даугавпилс.
Ряд наших частей и часть дивизиона 402 ГАП попали в окружение и стали с боями пробиваться к своим. Местное население к бойцам относилось плохо. Приходилось соблюдать дисциплину и выдержку, т.к. вместе с нами из окружения выходили и жены командиров, и дети, которые не успели эвакуироваться, выносили раненых.
Впереди шла разведка. Однажды, выбирая место для прорыва к своим, пока еще линия фронта не была постоянной, вышли на хутор, где заметили машины и отряд немцев, которых забросали гранатами, и, прорвав немецкое окружение, стали отходить на Опочку-Остров».
После боевых действий на Северо-Западном фронте 402 ГАП принимал участие по обороне Москвы на рубеже Волоколамского направления, нанося немцам урон в живой силе и технике. В последующем полк, согласно решению Ставки, был переведен в МЗО во 2 эшелон западного фронта, и пушки полка стали на прямой наводке в укрепленных районах города в районе Коломны и Капотни.
Затем отец был направлен на курсы усовершенствования командного состава (КУКС) МЗО, после чего служил в артиллерийских частях на различных должностях: командиром огневого взвода, старшим офицером батареи, командиром артполка 21 гв ордена Суворова ПАП 2 гв. мотострелковой дивизии.
После окончания войны остался служить в рядах Советской Армии, выполняя свой воинский долг. Был членом партии с 1943 года. Служил в 16 гв бригаде реактивных минометов «Катюша». Был участником многих парадов на Красной Площади в парадном расчете прославленного гвардейского соединения. Окончил службу в 1959 г. в 1 отдельной стрелковой бригаде. Я знаю, что он любил армейскую службу, любил армию. Был очень скромным человеком. За участие в боевых действиях имел правительственные награды. Был верен своей стране, долгу, присяге, совести и чести советского офицера. После демобилизации проживал в Наро-Фоминском районе. Умер в 1982 году. Вечная ему память.
Комментарии (0)
Добавить комментарий