Вопросы мусорные, а именно тему мусоропереработки в последнее время не обсуждает разве что ленивый. Раздельный сбор, синие и серые контейнеры, пункты переработки, мусоросжигательные заводы, реформа – эти понятия для многих уже хорошо знакомы. Так хорошо, что во многих городах они приводят к массовым протестам населения.
А ведь для нашей страны тема переработки мусора, в частности его сжигания, далеко не нова. В СССР еще в начале 70-х годов прошлого века проблемами утилизации отходов, в частности путем сжигания, занималось множество научно-исследовательских институтов. И надо сказать, большинство наработок сохранено и их можно использовать на все 100%, не привлекая иностранные технологии и иностранных специалистов для сооружения и эксплуатации.
Кто может?
Зуфар Гарифуллинович Салихов хорошо известен в научных кругах. Его послужной список довольно внушителен, а мнение заслуживает особого внимания. Профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, заслуженный изобретатель РСФСР. У него 350 различных научных изобретений, 60 из которых внедрены в производство. Его научные разработки давали до 16 млн долларов экономического эффекта в год. В свое время он заведовал кафедрой «Компьютерные информационные и управляющие системы автоматики» Московского института стали и сплавов. Им подготовлено 24 кандидата и 7 докторов наук.
В редакцию «ЦГ» Зуфар Гарифуллинович пришел, чтобы еще раз рассказать о том, что способ утилизации мусора давно разработан. Причем тот самый «бездымный сжигательный». Он есть, он существует. И не нужно изобретать велосипед. При этом свое мнение ученый отстаивает и на самом высоком уровне.
«В начале 90-х годов я работал по теме «Термическая обработка твердых бытовых отходов» и получил патенты в этом направлении. Тогда же было создано научно-экологическое предприятие, собран коллектив. В 1991-1994 годах в Рязани на опытном заводе были проведены первые испытания. Результаты испытаний прошли обсуждения с академией ЖКХ, экологами, губернатором Московской области Тяжловым, правительством Москвы. И тогда еще пришли к выводу, что нужно внедрять технологию. А это около 200 заводов в стране. Министерству финансов было дано поручение выделить деньги. Но времена были тяжелые. И проект был забыт», – начинает рассказ З.Г. Салихов.
О новом и забытом старом
А что же, собственно, хотели внедрить. Какую технологию? Каким образом собирались сжигать мусор без выбросов, вредных для здоровья населения и экологии?
«Примерно в 1970-х годах в СССР был разработан проект «Плавка в жидкой ванне», или «процесс Ванюкова». Он был создан для производства тяжёлых цветных металлов без использования кокса, но оказался подходящим и для термической переработки ТБО. Первая промышленная печь была построена и запущена в эксплуатацию в г. Норильске на медно-никелевом Норильском металлургическом комбинате в 1977 г. А само название технологии «процесс Ванюкова» было официально закреплено как изобретение постановлением Совета министров СССР.
Технология переработки ТБО способом Ванюкова заключается в высокотемпературном разложении загружаемых в печь отходов в слое шлакового барботируемого расплава. Процесс проходит при температуре 1350-2500 С, причём топливом в этом процессе является сам мусор, который совместно с кислородно-воздушной смесью или любым видом угля подается в печь.
«Барботаж, или пропускание через жидкость газа или пара под давлением, создают стационарные дутьевые устройства, которые подают воздух и в расплав, и на дожигание газов. В зоне отвода газов, под сводом печи, где поддерживается разряжение и накапливаются пары и газы с мелкодисперсными веществами, капельки их, объединяясь с капельками расплава, возвращаются в барботирующий слой шлакового расплава, т.е. не попадают в выбросы. В процессе полностью разлагаются сложные органические соединения и вредные вещества и в виде простейших компонентов переходят в шлак, а затем выводятся с ним из печи, – кратко приводит пример работы печи Зуфар Гарифуллинович. – Печь Ванюкова может перерабатывать со 100% эффективностью различные виды мусора, в том числе и промышленные, а также медицинские отходы, отходы очистных сооружений, отходы нефтегазовой отрасли, химические и бактериологические отходы, хлорсодержащие отходы. Этот процесс может применяться и для уничтожения боевых отравляющих веществ. Также не выделяются фураны, уничтожаются диоксины, оксиды NO, SO2, H2S и т.д.».
В дальнейшем под руководством профессора В. П. Быстрова и профессора З. Г. Салихова на одном из никелевых заводов были разработаны усовершенствованные многозонные печи на основе «печи Ванюкова» с показателями, не имеющими аналогов в мире.
«Следует особо отметить, что последовательное соединение двузонных усовершенствованных печей позволяет получить гранулированный цементный клинкер из расплавленных шлаков и использовать энергоресурсы со значительным сокращением их на 60-80%. В этом случае горячие шлаки измельчаются с заданной крупностью».
Сохранить процесс
На этом Зуфар Гарифуллинович не остановился. Он изучал процессы и методы утилизации отходов в Германии, Бразилии, Бельгии и Швейцарии. Пришел к выводу, что такого количества многоэтажных домов, как в нашей стране, нигде нет. А потому людям легче выкинуть мешок с мусором в одно место, а не делить его на фракции: «Печи Ванюкова перерабатывают отходы, в том числе влажные (до 80%) без сортировки. Процессы в печи Ванюкова полностью автоматизированы, в том числе автоматизирован и контроль за вредными выбросами. Нами были испытаны варианты переработки стекла и полиэтиленовых пакетов. Патент на это также был получен».
Сегодня ученого очень волнует, как он сам говорит, спасение самого процесса. Ведь наш отечественный образец во много крат дешевле иностранного собрата, который будет внедрен на четырех заводах в Подмосковье, и намного экологичнее.
9 декабря 2019 года на одном из заседаний общественно-экспертного совета заслуженный деятель наук России, заслуженный изобретатель РСФСР, главный научный сотрудник Института проблем управления РАН (ИПУ РАН), сертифицированный эксперт РАН, доктор технических наук профессор Зуфар Гарифуллинович Салихов выступил с докладом: «Автоматизированный комплекс для обезвреживания техногенных и бытовых отходов», в котором представил одну из наилучших технологий термопиролизной переработки промышленных и бытовых отходов на основе «процесса Ванюкова». (regnum.ru/news/polit/2822703).
Он отметил тот факт, что существующие российские технологии позволяют реализовать реформу отрасли переработки отходов на один-два порядка дешевле и без тех самых «зелёных» тарифов, в 15 раз превышающих тарифы ТЭЦ, которые предусмотрены для иностранных мусоросжигательных заводов. При этом в случае внедрения российских технологий речь идет о переработке не только коммунальных отходов легальных и нелегальных свалок, но и о промышленных отходов, включая отходы первого и второго классов опасности.
Андрей Владимирович Ванюков (1917–1986) – основатель научной школы металлургии тяжелых цветных металлов, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, изобретатель «печи Ванюкова»
Быстров Валентин Петрович (1933-2014гг.) – советский и российский учёный-металлург, специалист в области металлургии тяжелых цветных металлов, один из создателей «печи Ванюкова», д.т.н., профессор кафедры металлургии цветных и благородных металлов НИТУ «МИСиС», Заслуженный деятель науки РФ.
Примеры реализации печи Ванюкова
1. Россия, г. Норильск: первая промышленная печь построена на медном заводе «Норильский никель» в 1977 г. для плавки медного сырья. Две мощные печи работают по настоящее время.
2. Россия, г. Орск: Комбинат «Южуралникель», одна двухзонная печь прошла длительные промышленные испытания, работала с 2003 по 2008 годы. Временно остановлена из-за отсутствия бедной руды.
3. Россия, г. Ревда: на Уральском медном заводе более 10 лет работают две мощные «печи Ванюкова».
4. Опытно-промышленная печь на РОЭМЗ (Рязанский опытно-экспериментальный завод, г. Рязань) работала с 1976 по 1991 гг. для опытной переработки промышленных и бытовых отходов с различными опасными для здоровья населения компонентами.
5. Узбекистан: в г. Алмалык на горно-металлургическом комбинате одна печь Ванюкова пущена в эксплуатацию в 2018 г., еще две таких печи строит компания из Германии.
6. Китай: 6 «печей Ванюкова» в работе с 2018 года.
7. Казахстан: 2 печи работают в Казахмысе более 20 лет.
P.S. На следующей неделе в Российской академии наук по запросу Генеральной прокуратуры пройдет заседание экспертного совета. На нем в очередной раз российские ученые будут опровергать мифы о «чистоте» строящихся МСЗ.
Елена Скрипко
Комментарии (1)
Добавить комментарий