Как васильчиновским школьникам прививают правильные навыки и знания
«ЦГ» ежегодно рассказывает о самых интересных проектах, ставших лауреатами премии губернатора «Наше Подмосковье». Этот год не стал исключением. Одним из выигрышных в номинации «Экология» стал проект «Организация детского экологического объединения «Муравейник».
Корреспондент отправился в школу п. Васильчиново, чтобы поподробнее узнать о проекте от его основателя, учителя биологии и географии Татьяны Владимировны Медведевой.
«Детское экологическое объединение было основано в 1994 г. Когда я пришла работать школу, то было как-то скучно, не было пионерской и октябрятской организаций. Это экологическое объединение очень удачно заполнило тот вакуум, который образовался вместо них. И вот уже 25 лет в тесной связи с учителем биологии Ириной Алексеевной Феценко мы руководим деятельностью этой экологической организации, – начала рассказ Татьяна Владимировна. – Сейчас главной лабораторией для изучения детьми является окружающая их природа. Сначала были игротеки на экологическую тему, потом стали проводить различные акции. Одна из самых громких – весенняя акция «Берегите первоцветы» с учениками начальной школы. Мы ликвидируем стихийные свалки, приводим в порядок берег озера, лес, убираемся вокруг остановок, огораживаем в лесу муравейники. Обряд посвящения в «мураши» учеников четвертых классов мы проводим на природе в День русской березки. Готовим лесной обед, учимся разжигать костер, обязательно убираемся на поляне после праздника. Когда в образовательный процесс стали внедрять проектную деятельность, мы развернулись по полной. Стали проводиться различные конференции, в которых постоянно принимаем участие и по сей день».
Лес, болото, пруд, карьер и холм
Каждый участок прилегающей к школе территории изучается вдумчиво и подробно. На каждый объект составляются специальная карта и подробный паспорт объекта: «Мы изучаем растения, например, на болоте растет много клюквы, дети обожают туда ходить. Путем изучения влажности мы определили, что наше болото – верховое. Сейчас с учениками 4 класса на том же болоте мы изучаем мох-сфагнум. Измеряем высоту холма нивелиром, составляем топографическую карту, изучаем северный и южный склоны. Примерно так же проходит изучение объекта «Лес».
По результатам работы и проведенных исследований ребята делают собственные проекты. Так, ученица Васильчиновской школы Ульяна Трубникова с проектом по Полкачевскому пруду вошла в программу «Кадры будущего для регионов». Сейчас уже целая группа работает над тем, как восстановить пруд.
«Каждый год в лесу мы организуем «Птичьи столовые». Делаем кормушки из бросового материала, развешиваем их, насыпаем подходящий корм и затем следим за птицами, – продолжает рассказ Татьяна Владимировна. – Мы даже выработали свои методы, благодаря которым можем близко подойти к кормушкам, не спугнув птиц, изучать их повадки, отмечать, что они любят больше всего. Дети набрасывают на себя белую ткань с прорезью для глаз, садятся на пенек и маскируются под сугробы. Во время таких наблюдений снимаем видео- и фотоматериал, потом просматриваем, изучаем виды птиц, которые у нас водятся.
Красная книга и климатический справочник
Еще одним продуктом проектной деятельности является составление «Красной книги моей малой Родины.
«Количество растений и животных, обитающих в дикой природе, неодинаковое даже в соседних районах, некоторые из них на грани вымирания. Благодаря этой книге наши дети с начальной школы знают все растения и животных, которые надо охранять. Она используется в том числе и на уроках. Мы расспрашивали жителей нашего городка, каких растений раньше было больше, прослеживаем, какие из них исчезают со временем. Когда создавали книгу о животных, то много расспрашивали местных охотников».
А вот история создания «Климатического справочника пос. Восточный Наро-Фоминского района» началась с того, что Галина Яковлевна Пшеничная, учитель физики, на протяжении пятидесяти лет записывала температурный режим каждого дня: «Накопился такой большой материал температурного режима нашей местности, что мы решили его использовать. Мы с учениками просчитали среднемесячные температуры, среднегодовые, построили графики. И смогли проследить, существует ли глобальное потепление, о котором говорят мировые лидеры. У нас даже цифра совпала с мировыми показателями – 0,2 градуса. Далее мы построили графики изменения температуры с 1977 года по 2009 год. И сделали прогнозы. Теперь мы проводим такую же работу по данным за последние 10 лет. В результате сможем проследить, сбудутся ли наши прогнозы».
Экологический театр
Еще одно «детище» клуба «Муравейник» – агиттеатр, актеры которого ежегодно принимают участие в различных фестивалях и конкурсах с остро социальными темами: «Борщевик – зеленый монстр», «Раздельный мусор», «Горят костры по всей России».
Одна из целей, на которые пойдут полученные в рамках премии «Наше Подмосковье» средства, по словам Татьяны Медведевой, это именно костюмы для театра. Кроме того, требуется обновление формы для «Мурашей» (так ласково называют участников клуба «Муравейник»), будет оформлена фотовыставка по результатам экологического фотоконкурса, оставшиеся средства пойдут на закупку канцелярии и оформление новых проектов.
Елена Волкова
Комментарии (0)
Добавить комментарий