Война все дальше откатывается в прошлое, но до сих пор восхищают и поражают судьбы тех, кто приближал победу.
Эту историю поведала сотрудникам архива одна из его посетительниц – Петрова Татьяна Николаевна, которая восстанавливает свою родословную. Архивные документы помогли ей найти сведения о родных, проживавших в Наро-Фоминске.
Ее бабушка Елизавета Ивановна Токарева родилась в 1902 г. Была крещена в Мальковской церкви, о чем имеется запись в метрической книге Введенской церкви с. Мальково. Вышла замуж за Александра Романовича Колтышева. Они родили троих детей – Константина, Николая и Елизавету. В довоенное время семья жила в доме на улице Каляева, который стоял напротив входа в старый Мальковский рынок. Елизавета Ивановна работала медсестрой в наро-фоминской больнице.
Когда началась война, все трое: Константин, Николай и Елизавета – ушли на фронт. Младшая Елизавета служила медсестрой. К счастью родителей, два брата и сестра вернулись с победой живыми, что было редкостью в годы военных потерь.
С Николаем же приключился на войне особый случай, о котором вспоминают его дочь и внучка.
Он ушел на фронт добровольцем и поступил в Борисоглебскую авиационную школу летчиков. В декабре 1941 г. 18-летний сержант был распределен в 197-й истребительный авиационный полк, который базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска. Основная задача полка состояла в сохранении железнодорожного сообщения на северном участке Мурманской железной дороги, а также в прикрытии наших бомбардировщиков. В мае 1944 г. Николай Колтышев был награжден орденом Красной Звезды за участие в Сиверской операции. В июле 1944 г. – орденом Великой Отечественной войны 2 степени.
К середине лета 1944 г. года военные события развивались таким образом, что наступило господство советской авиации в небе Заполярья. Однако противник предпринимал отчаянные попытки к восстановлению своих позиций. В один из дней немцами был организован массированный налет истребителей на аэродромы Мурмаши и Арктика. Наши самолеты поднялись на перехват. Самолет Николая Колтышева был атакован немецким «мессершмиттом» – разбит фонарь, рассечена обшивка самолета. Николай почувствовал жгучую боль в правой руке, но продолжил бой. Атака противника была отбита. После приземления выяснилось, что ранение руки могло быть не единственным в этой схватке. Летчикам разрешалось надевать награды во время боевых вылетов, это спасло Николая от ранения в грудь. Дело в том, что верхний луч «звезды» принял на себя осколок фонаря. Так орден стал не только знаком отличия за боевые заслуги, но и «талисманом-хранителем».1)
Николай Александрович Колтышев после окончания войны продолжил службу шифровальщиком во внешней разведке СССР. Родные гордятся им, ведь прожил он хотя и сложную, но достойную жизнь.
Наталья Хорошева
1.По материалам Марии Петровой – внучки Н.А. Колтышева
Благодарим Петрову Татьяну Николаевну за предоставленные фотоматериалы
Комментарии (0)
Добавить комментарий