Ни для кого не секрет, что историческое прошлое нашего города неразрывно связано с историей и развитием Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрики, которой в марте 2010 года исполняется 170 лет. А многие ли знают историю шелкового комбината? Почему на протяжении такого долгого времени фабрика оставалась сердцем города? Накануне этой знаменательной даты наша газета решила обратиться к истокам и еще раз напомнить читателям, "откуда есть, пошла земля Наро-Фоминская".
Фабрика ведет свою историю с 30-40-х годов 19 века и изначально была задумана как бумагопрядильная мануфактура. Основателем первого предприятия был Дмитрий Петрович Скуратов, являющийся в то время еще и основателем "Общества содействия русской промышленности и торговли". К 1845 году при деревне Малая Нара имелось уже две бумагопрядильные фабрики. Одна имела 32 машины, 440 рабочих и принадлежала Скуратову и Лукину, вторая — 98 машин, 1104 рабочих и принадлежала князю Щербатову, его жене, князю Васильчикову, Скуратову и Лукину с компанией. Так к 1958 году обе фабрики слились воедино и превратились в "Компанию нарских мануфактур", устав которой принимал сам император.
Приобретение в 1861 году Василием Ивановичем Якунчиковым фабрик в селе Наро-Фоминском ознаменовало новую веху в их развитии. Предприятие получило и новое название ("Товарищество Воскресенской мануфактуры"), и развиваться стало более быстрыми темпами. В начале 80-х годов 19 века на территории Товарищества Воскресенской Мануфактуры размещались четырехэтажный бумагопрядильный корпус, четырехэтажный ткацкий, трехэтажный корпус для рабочих, газовый завод, литейная, баня, пекарня, спальни для рабочих, жилье для директоров фабрики, дом мирового судьи, аптека, больница, читальня, контора, мельница, салотопня, бассейн, харчевая лавка, конюшни, погреба, огороды. С каждым днем территория фабрики все больше превращалась в промышленный деревянно-каменный городок. Именно с тех пор Фоминское и Малая Нара стали называться общим именем: село Наро-Фоминское. К 1914 году фабричная пряжа вырабатывалась из египетского, техасского и среднеазиатского хлопка. В год вырабатывалось 700 тысяч кусков сатина, батиста, разных фасонных тканей.
Такой процветающей и перспективной наша фабрика встретила Первую мировую войну. Очевидно, что мобилизация сорока процентов рабочих и нехватка ресурсов оставили на производстве неизгладимый след. Период с 1919 по 1922 год стал одним из самых трудных в жизни предприятия. Прядильно-ткацкая фабрика работала с перебоями: недоставало сырья, запасных частей к машинам, топлива. В декабре 1923 г. начался переход на двухсменную работу на прядильной, а в 1924 в мае — переход на двухсменную на ткацкой фабрике. Несмотря на непреодолимые испытания, предприятие существовало в надежде на светлое будущее.
И оно наступило: за годы первых пятилеток фабрика пополнилась новым оборудованием, вновь застучали станки и воспряли духом рабочие. На фабрике были установлены машины для тонкого гребенного прядения, что позволило выпускать тонкие ткани не только гладкого, но и узорчатого переплетения. В 1927 г. во время первого Всесоюзного конкурса на лучшее промышленное предприятие страны наро-фоминские текстильщики заняли первое место среди двадцати ткацких предприятий, принимавших участие в соревновании. В 30-х годах на прядильно-ткацкой фабрике развернулась борьба за овладение техникой и общее повышение производительности труда. 1936 год наро-фоминские текстильщики объявили стахановским.
Но вот новая война, новые жертвы и разрушения. Нападение гитлеровских захватчиков прервало мирный труд жителей Наро-Фоминска, труд работников фабрики. Десятки раз фашисты пытались взять приступом "фабрику-крепость", но каждый раз отбрасывались бойцами подразделения Лизюкова. Шестьдесят шесть долгих дней и ночей защитники крепко держали ее в своих руках. Гитлеровцы решили стереть фабрику с лица земли, но их план не увенчался успехом. В результате яростной бомбежки полностью была уничтожена ткацкая фабрика, разрушено два этажа красного корпуса. Захватчики нанесли фабрике, как и всему городу, колоссальный урон.
В послевоенные годы вся страна вставала из руин, набиралась сил, жизнь обустраивалась. Понемногу восстанавливалась и фабрика, заново учась "дышать". Сразу после окончания войны коллектив первым в стране приступил к освоению штапельного вискозного волокна, используя хлопкопрядильное оборудование и ткацкие станки, предназначенные для выработки хлопчатобумажных тканей. Была разработана новая технология, ее освоение прошло успешно. Опыт нарофоминцев стал внедряться на других предприятиях страны. С 23 июня 1963 года Наро-Фоминская прядильно-ткацкая фабрика была переименована в шелковый комбинат. За революционные заслуги в прошлом, за героический труд в восстановлении предприятия после разрухи в двадцатыее годы и после разгрома немецко-фашистских оккупантов, за высокие производственные показатели в честь пятидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции комбинат был награжден памятным знаменем Президиума Верховного Совета СССР. За достижение высоких показателей в труде 298 человек рабочих, инженерно-технических работников и служащих были представлены к правительственным наградам.
Что же случилось за последние годы? А случилось непоправимое: в мае 2004 года ЗАО "Нарфомтекстиль" было объявлено банкротом. Процедура банкротства сопровождалась массовыми увольнениями рабочих и служащих. Казалось, что не все потеряно, когда на материальной базе предприятия начало свою работу ООО "НФТ". Многие сотрудники возвратились на текстильное производство, чтобы ускорить его возрождение. К концу 2004 года экономические трудности вновь привели к тому, что производственная деятельность ООО "НФТ" приостановилась. Сейчас на территории Шелкового комбината осуществляется строительство ТРЦ "Нара-Сити", администрация которого обещает сохранить все исторические здания и мозаики, чтобы память о том предприятии, которое дало жизнь Наро-Фоминску, никогда не исчезла из жизни горожан.
Вот такая насыщенная история у нашего шелкового комбината. Десятки взлетов, падений, тысячи рабочих рук. Шелковый комбинат — это предприятие, зародившее наш город, навсегда оставшееся в сердцах нарофоминцев как символ Родины, труда и славы.
Кристина Данилова
Комментарии (0)
Добавить комментарий