«Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?»
Бриллиантовая рука
Именно такими эпитетами можно было наделить советский туристов, выезжающих за рубеж во времена "железного занавеса". Туристы же, хлынувшие после его падения, показали всему миру, что "занавес" охранял вовсе не нас от тлетворного влияния капиталистического мира, а их от нас.
Что же случилось с "облико морале" наших соотечественников в начале девяностых? Почему вместо скромных интеллигентов в бедный капмир хлынул широкий поток безудержного быдла, старающегося всеми возможными способами доказать, что они свободны, богаты и вольны делать все, что им заблагорассудится? Крепкие парни с золотыми цепями на шее, борсетками под мышкой и легкомысленными красотками "на коротком поводке" повергали в ужас метрдотелей, барменов и официантов европейских и ближневосточных курортов. тренинги по продажам Я уже молчу о несчастных европейских туристах, которым пришлось впоследствии пересмотреть места своего отдыха, потому что рядом с такими ребятами не то что отдыхать — находиться невозможно!
Итак, начнем по порядку. В советское время выехать за рубеж было проблематично. Это удавалось лишь по работе или по блату. По работе за границу отправляли политически грамотных строителей коммунизма с жесткими напутствиями не посрамить отчизну перед лицом загнивающего капитализма. В итоге нашему земляку, выехавшему за пределы Родины после такой подготовки, было не до развлечений. Одна только мысль, что его могут уличить в действиях, порочащих честь и достоинство советского гражданина, заставляла бледнеть и отводить взгляд от любых соблазнов капиталистического мира. В том, что у служителей культа "железного Феликса" руки длинные, никто не сомневался. Так что мораль и этические нормы у наших сограждан вырабатывались под жестким прессингом государственного аппарата.
После развала одной огромной сверхдержавы мы получили пятнадцать независимых стран. Жесткая хватка государства перестала существовать, и все кто как может стали зарабатывать деньги. Стоит ли напоминать, что наши города в "лихие девяностые" напоминали Чикаго тридцатых: передел сфер влияния, расцвет криминала и падение нравов. Мораль заменили "понятия", которые утверждали, что прав сильнейший. Для тех, кто не в курсе, напомню, что мораль — это некий набор правил, вырабатываемый обществом, а этика — индивидуальный, личный свод принципов, своеобразный внутренний код, диктующий поступать именно так, а не иначе. В мире, где мораль, то есть общественный свод правил деградирует и опускается до момента, когда прав тот, у кого револьвер, начинают трансформироваться и этические, внутренние нормы людей. Происходит подмена понятий. Воровство перестает считаться чем-то противоестественным — ведь все воруют! Проституция — это нормальный способ заработать. Бандит — не преступник, а защитник и судья. Коммерсант, старающийся честно строить бизнес, — жулик и спекулянт, наживающийся на честных людях.
Человек, попадая за какой-нибудь проступок в тюрьму, быстро принимает моральные принципы окружающей среды, потому что иначе не выживешь. И сам того не замечая, он корректирует свои этические нормы. Например, долго общаясь с убийцами, перестаешь воспринимать убийство человека как что-то из ряда вон выходящее. Хотя бы потому, что ты постоянно живешь и работаешь бок о бок с этими людьми и воспринимаешь их как нормальную часть окружающего социума.
Несмотря на то, что сохранить в себе высокие этические и моральные принципы в наше время очень непросто, надо постараться. Ведь именно от этих качеств зависит существование и качественное развитие нашего общества. Если кому-то трудно выработать свои этические нормы, то вспомните старые, как мир, принципы: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй… Вы можете сами дополнить этот список.
Владимир Еркович
Комментарии (0)
Добавить комментарий