«Совершенно секретно.
Только для командования! Штаб-квартира.
Передавать только через офицера! 1 декабря 1941 г., 13.00.
Господину главнокомандующему сухопутными войсками.
Несмотря на неоднократные запросы и донесения группы армий в ОКХ об угрожающем состоянии войск, было принято решение продолжать наступление, невзирая на опасность полной потери боеспособности войск. Продолжающееся в настоящее время наступление ведется с использованием всех тактических возможностей, но в основном фронтально. Для более крупного охватывающего маневра, как уже докладывалось, не хватает сил, а теперь уже отсутствует и всякая возможность крупномасштабной переброски войск. В ходе кровопролитных боев мы, возможно, и продвинемся на небольшую глубину, а также разгромим часть сил противника, но в оперативном отношении наступление едва ли даст ощутимые результаты. Как показали бои последних 14 дней, предположение, что противостоящей группе армий противник «близок к поражению», оказалось иллюзией. Остановиться перед воротами Москвы – крупнейшего транспортного узла Восточной России – означает вести тяжелые оборонительные бои с противником, обладающим большим численным превосходством. Для этого у группы армий недостаточно сил даже на ограниченный срок. И если бы даже невозможное стало возможным и удалось бы выиграть дополнительное пространство, то для окружения Москвы и ее блокады с юго-востока, востока и северо-востока сил и вовсе бы не хватило. Следовательно, наступление теряет всякий смысл, тем более что недалеко то время, когда силы войск иссякнут. Сейчас нужно решить, что делать дальше. Группа армий растянута по фронту приблизительно на 1000 км и имеет в тылу в качестве резерва лишь одну слабую дивизию. При такой расстановке сил, когда у нас большие потери в командном составе и низкая боеспособность войск, мы не в состоянии вести более или менее планомерные наступательные действия. Из-за перебоев в работе железной дороги мы также не имеем возможности подготовить войска широко по фронту к оборонительным боям и обеспечить их снабжение в ходе таких боев.
Намерения высшего руководства мне неизвестны. Если даже группе армий придется перейти к обороне на достигнутых рубежах на зимний период, то в нынешнем соотношении сил это возможно только при условии выделения крупных резервов, чтобы быть в состоянии блокировать возможные вклинения противника и поочередно выводить на отдых и пополнение обескровленные в боях дивизии первого эшелона. Для этого дополнительно потребуется не менее 12 дивизий. Я не знаю, имеется ли у нас столько дивизий и могут ли они быть переброшены в район боевых действий в обозримом будущем. Следующим обязательным условием являются порядок и надежная работа железнодорожного транспорта и, таким образом, возможность регулярного снабжения войск и создания необходимых запасов. Если оба эти требования невыполнимы, то необходимо срочно выбрать выгодный и менее растянутый рубеж в тылу для войск Восточного фронта и соответствующими силами оборудовать его в инженерном отношении, подготовить места для расквартирования войск и тыловые коммуникации, чтобы при получении соответствующего приказа его можно было занять в течение короткого времени.
Подпись: фон Бок»
Как видно из этого документа, генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок полностью владел сложившейся обстановкой и понимал, о чем говорил, но ничего поделать уже не мог – войска были брошены в решающее наступление.
Надо отметить, что противнику в значительной мере удалось ввести в заблуждение командование Красной Армии и Западного фронта, в частности, относительно своих истинных намерений. Наша разведка не только не смогла обнаружить подготовку противника к наступлению на Наро-Фоминском направлении, но даже когда уже враг нанес свой удар, посчитала, что это демонстративные действия, а сам удар будет нанесен в другом месте. Об этом со всей очевидностью свидетельствует документ, представленный ниже.
Оперсводка № 151 РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЕНШТАБА РККА на 1.12. 1941.
«…С утра 1.12 на Дороховском и Наро-Фоминском направлениях противник после артподготовки, перешел в наступление из районов Михайловское, Таширово, Елагино /5 км. южн. Наро-Фоминск/, к 10.30 противник овладел Новая /3 км сев. Таширово/...
ВЫВОД:
…2. На Дороховском и Наро-Фоминском направлениях противник перешел в наступление с целью обеспечения действий своей Малоярославецкой группировки, наступление которой возможно ожидать в ближайшие дни…».
Комментарии (0)
Добавить комментарий