Еще в 30-е годы, задолго до начала Второй мировой войны, сотни командиров и военачальников Красной Армии самого высокого ранга смогли побывать в служебной командировке в Германии и имели возможность воочию наблюдать за организацией боевой учебы в рейхсвере. Многие из них были просто поражены той слаженностью, с которой действовали подразделения в ходе обычных полевых занятий и учений, уровнем подготовки немецких офицеров. Известный советский военачальник довоенного периода времени И. П. Уборевич, посетивший Германию в бытность командующим Белорусским военным округом, в своем отчете написал: «…немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас… Во всяком случае у них многому можно научиться».
К еще более впечатляющему выводу после посещения Германии и ознакомления с ее вооруженными силами пришел командующий Северо-Кавказским военным округом Иван Панфилович Белов:
«Когда смотришь, как зверски работают над собой немецкие офицеры от подпоручика до генерала, как работают над подготовкой частей, каких добиваются результатов, болит нутро от сознания нашей слабости. Хочется кричать благим матом о необходимости самой напряженной учебы – решительной переделки всех слабых командиров в возможно короткие сроки…
В немецком рейхсвере неисполнения приказа нет…».
Эти командировки могли бы принести Красной Армии и советскому государству очень большую практическую пользу. Была представлена уникальная возможность воочию увидеть организацию боевой подготовки на тот момент лучшей в мире армии, познакомиться с передовыми по тому времени образцами боевой техники и вооружения, тактикой действия войск, в том числе и механизированных, конечно, настолько, насколько могла позволить немецкая сторона.
Сделай тогда советское руководство из всего увиденного в Германии должный вывод, можно не сомневаться: начавшаяся в 1941 году война и особенно ее начальный период протекали бы по другому сценарию. Но сталинский режим поступил иначе: он уничтожил почти всех военачальников и командиров, которые были в этих командировках и видели, как совершенствует свою боевую выучку наш будущий противник.
Говоря о планах наступления немецких войск в районе Наро-Фоминска, нет никакого сомнения в том, что немецкое командование преследовало далеко идущие цели. Оно планомерно создавало на Наро-Фоминском направлении ударную группировку войск, не ослабляя других участков фронта. Вспомните события 19-21 ноября 1941 года, когда противник отбросил части 32-й и 222-й сд за рубеж реки Нара, значительно сократив линию боевого соприкосновения и высвободив для участия в этом наступлении 292-ю пехотную дивизию. Наступление имело свою ярко выраженную цель: прорыв к Москве с Наро-Фоминского или Можайского (Кубинского) направления.
Гитлеровское командование рассчитывало на то, что при удачном развитии событий этот внезапный удар сможет привести к расчленению всего центрального участка Западного фронта и окажет содействие дальнейшему продвижению северной и южной ударных группировок группы армий «Центр» к нашей столице. В общем плане всей операции по захвату Москвы этому удару отводилась далеко не последняя роль, поэтому противник так долго готовился к нему и выжидал удобный момент, несколько раз перенося дату начала наступления.
Продолжение следует…
Комментарии (0)
Добавить комментарий