Больше года в Подмосковье длится противостояние сторонников и противников строительства мусоросжигательных заводов. Переговоры, презентации, публичные слушания, утверждение документов, судебные тяжбы и т. д. Результат всех встреч неоднозначен по вполне объективным причинам.
3 декабря в Москве состоялось заседание экспертного совета регионального отделения Общероссийского народного фронта в Московской области. Представители научного сообщества, органов власти, инициативных групп и независимых экспертов из Москвы и области обсудили целесообразность и безопасность строительства мусоросжигательных заводов в Ногинском, Солнечногорском, Наро-Фоминском и Воскресенском районах Подмосковья. Участники экспертного совещания предложили ряд мер по решению мусорной проблемы в регионе, с акцентом на раздельном сборе отходов.
В том числе они считают необходимым остановить строительство МСЗ в Подмосковье по предложенным технологиям, поскольку это экологически опасно и экономически убыточно.
«Четыре завода суммарно будут выбрасывать такое же количество вредных веществ, как 73 похожих предприятия в Германии. При этом тарифы на вывоз отходов неоправданно вырастут, а государство будет обязано гарантировать наличие необходимого объема отходов для сжигания на новых заводах, что, по мнению экспертов, делает нецелесообразными введение раздельного сбора и переработки отходов. По условиям предполагаемого соглашения между владельцами предприятий и регионом в случае недозагрузки конкретного завода отходами регион обязан выплачивать владельцам неустойку. В связи с этим правительство региона не будет заинтересовано ни в глубокой переработке мусора, ни в его раздельном сборе. Ведь внедрение таких подходов будет способствовать снижению потоков отходов как на МСЗ, так и на полигоны», – комментирует пресс-служба Регионального отделения ОНФ в МО.
По словам специалистов, заводы, планируемые к строительству компанией «РТ-Инвест», технически не соответствуют характеристикам швейцарского завода в г. Люцерн, работа которого приводится областным правительством и самой компанией в пример. Как минимум, необходимо было бы увеличить число ступеней очистки дымовых газов, а для уменьшения экологической нагрузки на территорию снизить проектную мощность завода до 200 тыс. тонн мусора в год и произвести ряд других модернизаций для снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. При этом МСЗ должны были бы сжигать только мусор, не пригодный к вторичной переработке, а местоположение завода должно быть выбрано с учетом суммарного воздействия этих и других объектов на окружающую среду на конкретной территории. Сейчас же местоположение МСЗ выбрано только с учетом удобства логистики для региональных операторов, но мало учитывает розу ветров и плотность населения в районах их предполагаемого размещения.
При этом жители районов, прилегающих к заводам, выступают против строительства этих объектов, но никак не могут повлиять на происходящее.
«Мы намерены довести экспертное мнение о проектах по мусоросжиганию в Московской области до органов власти и постараемся, чтобы нас услышали и на областном, и на федеральном уровнях. В этом вопросе необходимо руководствоваться долгосрочными интересами государства и общества в целом, а не коммерческой конъюнктурой», – считает модератор тематической площадки ОНФ «Экология» в Московской области Антон Хлынов.
По итогам совещания эксперты Народного фронта выработали ряд предложений по решению мусорной проблемы в Подмосковье. По их мнению, прежде всего необходимо сместить акценты с мусоросжигания на мусоропереработку. Для этого, в частности, нужно соблюсти иерархию обращения с отходами согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления». Кроме того, необходимо создать устойчивый спрос на продукцию вторичной переработки мусора. Также эксперты ОНФ предлагают организовать инфраструктуру для раздельного сбора отходов на уровне ЖКХ в Подмосковье. Помимо этого, необходимо стимулировать производство и продажи бумажных пакетов.
Данные предложения эксперты Народного фронта направят в правительство Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ.
Иван Бунин
Комментарии (0)
Добавить комментарий