За последние десять лет "мировая паутина" из игрушки для избранных превратилась в норму жизни, такую, как телефон и телевизор. Окутав всю планету, она затягивает в свои липкие сети все новых и новых "мушек", и если поначалу в сеть лезли лишь молодые "насекомые", то в последние годы все больше зрелых и даже пожилых "мух".
Сначала они робко ступают по неизведанному полю, а затем, войдя во вкус, с головой ныряют в это огромное цифровое пространство. В нем все равны, свободны и не стеснены ничем. Никто не знает, кто ты есть на самом деле, как ты выглядишь и сколько тебе лет. Делай что хочешь, говори что хочешь, и ничего тебе за это не будет. Во всяком случае, так кажется на первый взгляд.
Года четыре назад я впервые зарегистрировался в том, что мы сейчас называем социальными сетями. Это был сайт "Одноклассники". Тогда еще никто не представлял, какую роль в нашей жизни будут играть эти "сети" в "сети". Мы просто искали своих однокашников, радовались, как дети, узнавая, что Серега уже второй раз женился, Машка уехала в Израиль, а Денис стал известным дизайнером и работает в крупном киевском журнале арт-директором. Новая сеть стала с катастрофической скоростью затягивать "одноклассников" со всего постсоветского пространства. Затянула она и меня, но первичная эйфория довольно быстро прошла, остались лишь стандартные вопросы "как дела" и "что нового" от людей, с которыми у меня не было ни тем для общения, ни общих интересов. И тут мне порекомендовали сайт "В контакте". Сказали, что там гораздо веселее, чем в "одноглазниках", потому что работают над ним молодые питерские ребята, которые продумали ряд интересных функций, позволяющих не только общаться с друзьями, но и обмениваться фотографиями, музыкой, видео, приглашать друг друга на интересные мероприятия и вступать в группы. Я зарегистрировался и, как говорится, "попробовав раз, ем и сейчас".
В чем разница между этими двумя популярными социальными сетями? Дело в том, что круг друзей в "Одноклассниках" изначально строится на поиске людей, с которыми когда-то учился, работал, дружил, а "Контакт" подразумевает объединение людей по интересам. У обеих сетей есть свои плюсы и своя аудитория. Хочешь найти первую школьную любовь — иди к желто-оранжевым. Интересно пообщаться с поклонниками любимой группы, — иди в "Контакт". Сейчас социальные сети уже переросли этап своего становления и вышли на тот уровень, когда, являясь их частью, можно зарабатывать неплохие деньги и строить далеко идущие планы. Обладая огромной базой потенциальных потребителей, "социалки" предлагают размещать "прицельную" рекламу, ориентированную на определенную местность (вплоть до учащихся одного вуза), определенный возраст, интересы, социальный статус и даже вероисповедание. За относительно небольшие деньги можно продвигать свои услуги и товары непосредственно среди "целевой аудитории". В социальных сетях размещают свою рекламу все: от организаторов клубных вечеринок до автопроизводителей и дистрибьюторов серьезных брендов.
Однако помимо очевидных плюсов социальных сетей есть и приличный список минусов. Молодые люди с еще не окрепшей психикой и неустоявшейся системой ценностей, окунаясь в "сеть" с головой, зачастую теряют нить реальности. Все основные события из дворов переносятся в Интернет. Люди, не способные как-либо проявиться в "оффлайне", в сети чувствуют себя как рыбы в воде, пополняя собой огромную массу "общительных одиночеств". Помимо полезной информации, в социальных сетях присутствует масса "грязи" и порнографии, не натолкнуться на которую практически невозможно, так как она зачастую распространяется спам-рассылками. Согласно статистике, большинство посещений социальных сетей происходит с рабочего места. Иными словами, офисные работники грешат тем, что лазят по "Контакту" или "Одноклассникам" вместо того, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности, за которые им платят деньги. Многие работодатели, борясь за трудовую дисциплину, ограничивают возможность подключения к тем или иным сайтам для своих работников. Естественно, это вызывает бурю эмоций со стороны "офисного планктона", который видит в этом ограничение свободы и ущемление собственных прав. Но, как говорится, "кто платит, тот и заказывает музыку"… Также правы и те, кто позволяет своим подчиненным пользоваться "социалками" в рабочее время, ведь многие используют социальные сети как средство связи.
Так что излишне драматизировать по поводу социальных сетей я бы не стал. Они не опаснее, чем Интернет сам по себе. Если уж мы впустили эту паутину в нашу жизнь, то надо учиться в ней жить и принимать ее правила игры. За все в этом мире приходится платить. Платой за доступ к нужной информации является гораздо больший поток ненужной: тонны спама в почту и вылетающие окна с рекламой "жесткого немецкого кино". Не надо плакать о том, что наши дети развращаются в сети. Наша задача — привить им простые человеческие ценности, объяснить, что хорошо, а что плохо, и тогда они сами поймут, как им жить в этом цифровом пространстве.
Владимир Еркович
Комментарии (0)
Добавить комментарий