Поисковое движение в нашей стране зародилось сразу же после окончания Второй мировой войны. На свой страх и риск отдельные люди и небольшие разрозненные отряды отправлялись в места ожесточенных боев, разыскивали и хоронили бойцов и командиров Красной Армии. А вот о работе, проделанной первыми поисковиками, открыто стали говорить только спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны. 15 марта 1988 г. в Калуге на Первом Всесоюзном сборе представителей поисковых отрядов Советского Союза было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. В октябре 1988 г. прошёл второй сбор ВЛКСМ в Волоколамске. И к 45-летнему празднованию Дня Победы было официально разрешено массовое участие граждан в работах по поиску останков погибших солдат и командиров.
Ты помнишь, как все начиналось
Старт поисковому движению в Наро-Фоминском районе дали сами свидетелем тех кровавых событий – ветераны, участники Великой Отечественной войны. Леонид Михайлович Пименов – ветеран 33-й армии (в 16 лет стал бойцом Наро-Фоминского истребительного батальона), прошел боевой путь от Наро-Фоминска, Смоленска, Вязьмы до Белоруссии, почетный житель Наро-Фоминска. Его внук Анатолий Пименов – достойный продолжатель славных дел своего деда. По словам Анатолия, поисковыми работами он не занимается. Говорит, что дед всегда мечтал написать книгу: «Теперь книги пишу я. Их у меня 14. Первая – в стихах по истории города, есть книга и по истории России, за нее я получил премию «Наше Подмосковье».
- С фронта дед вернулся осенью 1944 г. Жил в 41 казарме, тогда она была разбита. В ней он не смог найти никого, кого знал. И начал искать оставшихся в живых. После войны стал искать друзей, однополчан. С 1975 г. он стал искать павших по местным деревням – в Волченки ездил, в Симбухово, Мякишево, Ковригино, Атепцево и др. Стал связываться с родственниками погибших. В 1983 г. к нему примкнули Мария Петровна Кленина, Николай Михайлович Сафонов, Зоя Никифоровна Храброва, Евгения Петровна Котова, Вера Васильевна Яшина. Стал привлекать детей из детского дома, молодежь. До самой свой смерти он это дело не бросил. В 1999 г., в июле, после своего дня рождения он поехал «в поле», в деревню. А забирать останки погибших пришлось ему и водителю машины. Машина попала в ДТП, гробы рассыпались. Вдвоем с водителем они сами перегружали двадцать гробов. У него случился инфаркт. На перезахоронение его, конечно же, не пустили. Из Москвы его перевезли в военный госпиталь в Селятино. И там, как он сам и говорил, умер как солдат. Его не стало 4 августа 1999 г.».
Мария Петровна Кленина – участник обороны Москвы, прошла боевой путь от Козельска до Кенигсберга, участница войны с Японией. Не так давно она ушла из жизни. Ее дочь – Нина Кленина, поделилась с «ЦГ» семейным архивом и рассказала о своей маме.
- По воспоминаниям моей мамы, Клениной Марии Петровны, первый выход был небольшой поисковой группой во главе с Л.М. Пименовым. Пошли они за пионерский лагерь «Костёр», где в лесу, за прудом, раскопали захоронение, откуда подняли двадцать человек, у некоторых были медальоны. Леонид Михайлович и мама относились к делу очень трепетно, обязательно искали родственников, стремились довести дело до конца. Переписывались, приглашали навестить места захоронения погибших. Мама принимала у себя в небольшой квартире приезжих со всех концов страны. В д. Мякишево вели раскопки с помощью техники, выделенной управлением культуры администрации Наро-Фоминского района. Удалось поднять шестьдесят человек. На следующий год работали в лесу в трёх километрах от деревни Бирюлёво. Не все одобряли работу, некоторые даже осуждали, считая это грехом. Но поисковики думали, что грех перед павшими – бросить их безымянные могилы по лесам и болотам. Однажды, где-то 1993 г., мама после раскопок очень сильно заболела – воспаление кожи. Очень тяжело было ей в эту пору. Но мама выздоровела и опять продолжила поисковую работу. За десять лет, с 1987 по 1996 гг., были подняты из захоронений останки 667 советских воинов, имена 280 установлены. Последние работы небольшой ветеранский отряд и четверо солдат вели в лесу у д. Паново Веселёвского сельсовета в 1998 г. Там в блиндаже были обнаружены и подняты останки 80 красноармейцев.
О продолжателях дела
Сегодня в Наро-Фоминском г.о. зарегистрированы несколько поисковых отрядов. Один из самых крупных – военно-исторический поисковый отряд «Бумеранг ДОСААФ». Они скромные «работяги», не выпячивают напоказ свою работу и метр за метром изучают места сражений в надежде найти останки тех, кому «не повезло» быть достойно погребенными. Заместителю руководителя поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» Алексею Чистякову тоже есть что вспомнить и рассказать:
- Мы начинали поисковую работу более 20 лет назад, как говорится, на голом энтузиазме. Когда еще не было навороченных металлодетекторов, GPS-навигаторов и сами мы были молодыми и задорными. Ходили со щупами и армейскими миноискателями (в простонародье такие называли «бананами». Нам очень помогали наши ветераны и те материалы, что были ими наработаны. Старались принимать к сведению любые слухи и наводки на то, где проходили ожесточенные бои, и на места, где могут находиться с большей долей вероятности неучтенные воинские захоронения. Время от времени информация подтверждалась, а чаще она была ложной и неправдоподобной, но мы не опускали лопат и продолжали поиски.
Участвовали во множестве походов и поисковых экспедициях, знакомились и дружим до сих пор с различными поисковыми отрядами со всей России. Особенно запомнились поисковые вахты в Калужской и Ленинградской областях в начале 2000 гг. в районе Синявинских высот, где мы принимали участие в составе сводного Поискового отряда «Пересвет» (г. Сергиев-Посад, рук. Константин Смирнов), и в Калужской области, в районе Зайцевой горы, с ребятами из поискового объединения «Обелиск» (г. Москва, рук. Василий Петров).
За прошедшие годы нами были подняты и преданы земле останки многих красноармейцев. Некоторых удалось опознать по смертным медальонам, установить имена, и позже останки героев были переданы родственникам. Сейчас также ведем поиск, устанавливаем и увековечиваем по мере сил и возможностей имена красноармейцев, помогаем родственникам в поиске пропавших без вести на войне.
У нашего отряда действует передвижная выставка с экспонатами, которые были найдены на местах боев. Многим из нас на разных этапах поисковой деятельности были вручены награды и памятные подарки, но это не самое главное – важно то, что родственники павших с нашей (и многих других поисковиков) помощью теперь знают, что их отцы и деды не были трусами и не сдались в плен, а сложили головы за свою Родину. Мы все должны ценить их подвиг, и, если, не дай бог, Родина будет в опасности и ей потребуется защита, ни в коем случае не опорочить память тех, кто отдал за наше с вами будущее самое ценное, что у него было – жизнь.
Елена Скрипко
Комментарии (0)
Добавить комментарий