В Наро-Фоминском архиве хранится свыше 65 тысяч документов. Есть среди них особо уникальные, например, похозяйственные книги населенных пунктов, в которых указан состав семьи, дата рождения, степень грамотности и род занятий членов семьи, перечисляется недвижимое имущество, встречаются отметки об участии в боевых действиях и др. Архивисты понимают, что в каждом документе не просто данные, в нем- часть самой жизни людей.
Опыт личного общения с посетителями архива, особенно с представителями старшего поколения, показывает, что они обладают бесценной исторической информацией.
Несколько лет назад в Наро-Фоминский архив обратился за справкой житель г. Москвы Захаров Афанасий Тимофеевич. Ему была выдана выписка из похозяйственной книги по поселку Толстопальцево на домовладение бабушки Захаровой Акулины Емельяновны, в доме которой и прошло его детство.
Мы не могли упустить уникальную возможность пообщаться с Афанасием Тимофеевичем. Благодаря его рассказу сухие строчки, написанные на пожелтевших листах похозяйственной книги, ожили и наполнились смыслом. Мы услышали удивительную, трогательную, а во многом и трагичную историю этого человека. Историю о том, как он стал малолетним узником фашистского лагеря. Историю детства, опаленного пожаром войны.
Родился Афанасий Тимофеевич в 1931 году, жил в пос. Толстопальцево. В роковое лето 1941 г. Афанасия вместе с маленькой сестренкой забрали к себе погостить родственники, увезли в Смоленскую область. Началась война. Смоленщину оккупировали немцы. Мирное население они угоняли в Германию. Афанасий помнит, как вместе с бабушкой под прицелами автоматчиков долго брели колонной в сторону железнодорожной станции. Из-за крепкого мороза бабушка отморозила руки, потому что несла на руках его маленькую сестренку. Немецкий солдат грубо отшвырнул бабушку в сторону, так как к работе она уже была непригодна. Дальше в памяти всплыл эпизод о том, как по заснеженному полю ехали на санях. Видимо, какой-то добрый человек решился им помочь. Посредине саней разместилась бабушка, прижимая к себе малышку, а Афанасий сидел на краю, болтая ногами. Вдруг бабушка столкнула Афанасия с саней, он упал лицом в мокрый снег. Санная повозка быстро отдалялась, и догнать ее уже не было сил. Мальчик горько заплакал от обиды. Он не мог понять, почему бабушка с ним так поступила. Растерянный и обиженный, Афанасий побрел в сторону станции, ближе к людям. Но ничего хорошего там его не ожидало: вместе со взрослыми в душном товарном вагоне немцы отправили его в Германию.
Долгих четыре года он жил в лагере для военнопленных, готовил еду для работающих, занимался уборкой. После того как в 1945 году местность, где размещался лагерь, освободили от фашистов советские войска, Афанасий, по сути, стал сыном полка. Его оставили при штабе части. Он помогал допрашивать немцев, так как, находясь в плену, немного изучил их язык. Мальчишке выдали военную форму. Афанасий Тимофеевич предоставил нам уникальное фото, на котором он, совсем еще подросток, с гордой военной выправкой позирует фотографу.
Вскоре его переправили в Советский Союз к родным, сначала на Смоленщину, а затем в Толстопальцево. Так закончились мытарства на чужбине. Но на всю жизнь Афанасий Тимофеевич запомнил то, что пришлось пережить в детстве. Вспоминая о войне, он еле сдерживает слезы, ведь только после войны местные жители рассказали ему, что бабушку и сестренку нашли в лесу мертвыми. Трудно сказать, что с ними произошло, но до деревни они так и не добрались. Голодная девочка обгрызла женщине руки, но и это не спасло ее от голода и гибели. Узнав все это, Афанасий понял, что бабушка просто спасла ему жизнь, столкнув с саней и вынудив вернуться на станцию, к людям.
Перед нами лежала старенькая похозяйственная книга, обычный архивный документ 50-х годов прошлого века. А для Афанасия Тимофеевича на простом архивном листе – воспоминания о родных ему людях, о бабушке Акулине, о доме, где прошло счастливое довоенное детство. Это частичка его судьбы, его личной истории, которую бережно хранит архив.
Наталья Хорошева,
сотрудник архива
Комментарии (0)
Добавить комментарий