«Поскребите русского – и вы обнаружите казака, поскребите казака – и вы обнаружите медведя», – этот афоризм приписывается самому Наполеону, который описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками. При этом и многие французы называли казаками и гусар, и калмыков или башкир. Но, высоко оценивая боевые возможности казаков, Наполеон изрёк знаменитую фразу: "Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу". В этих словах нескрываемое восхищение казаками. Жизнь казаков, их быт и обычаи описал в своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых никогда не мыслил себя вольный казак.
Не так давно казаки появились и в Наро-Фоминске. Народ к таким людям привык, но относится с некоторым недоверием. За это можно сказать спасибо времени и идеологии. При этом не все могут разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Даже ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа: кто такие казаки и от кого они произошли.
Владимир Александрович Камкин – казачий полковник, атаман Юго-Западного Юрта, Герой возрождения Донского казачества. Ели говорить простым языком, понятным для всех, то он – самый главный начальник над казаками в Наро-Фоминске, в пос. Киевском и в станице на Калужской земле. В обычной жизни начальник охраны объекта, подполковник запаса, 25 лет отдал армии. Идея же возрождения казачества в нашем городе пришла ему не случайно.
Казаки, начало…
«Встретились как-то в «Заречье» я и старый верстанный казак Юрий Иванович Зайцев. Нашли друг друга в разговорах и беседах. Потом нас стало трое. А когда три человека собираются, они прикидывают свои силы на дальнейшее. Поняли, что сил не хватит. Поэтому на помощь пришел великий интернет и братья по интересу. Вот они то и посоветовали подать прошение на Дон – войсковому атаману Всевеликого войска Донского генералу армии казачьих войск Николаю Ивановичу Козицину. Он нам и сказал, что и как нужно делать. В помощь дал казаков из Раменского. Собственно, атаману Рыжову Юрию Ивановичу мы и подчиняемся», – рассказывает Владимир Александрович.
Казачьего полковника слушать более чем интересно. Сразу понимаешь, что человек, как говорится, в теме: «У нас до сих пор нет определения понятия «казак». Что это – нация, народность, этнос, субэтнос? Каждый думает по-своему. К примеру, в царской России было 11 казачьих войск. Сейчас тоже 11, но есть некоторые изменения. Само «современное» казачество начало возрождаться в 1991 г., тогда же появилось и Центральное Казачье Войско, «новодел». В принципе, и раньше существовали «городовые казаки» в Центральных областях России, но в отдельное войско они не выделялись. Они в большей мере выполняли полицейские функции (охрана правопорядка и т.д.) в городах.
Если же обратиться к историческим корням, то казаки остальных войск всегда были воинами и участвовали практически во всех войнах, которые Россия вела в период с XVI по XX века включительно. В большинстве своем казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги. Казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась плодородием и после этого вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем в хозяйстве.
«Донские казаки – самое большое войско. Первое упоминание о донских казаках датируется 1370 г. Именно тогда, по преданию, Дмитрию Донскому принесли икону Донской божьей матери. Именно с ней войско сражалось на Куликовом поле. В 1570 г. на Дон была прислана грамота от Ивана Грозного, где он вручал казакам границы и предлагал сотрудничество. Донские атаманы и пятитысячное казачье войско вместе с Грозным ходили на Казань», – вводит в исторический экскурс Владимир Камкин.
Дела сотворенные
Чем же занимаются казаки в Наро-Фоминске? Кто может стать казаком? Насколько это сложно? Казачий полковник Владимир Камкин отвечает на все вопросы по порядку: «Сами мы начинали, как и все, – с обмена опытом. Ездили в Раменское, смотрели – общались. Пошли в храм к священнику Валерию Васильеву. Он нас окормлял. Добился, чтобы мы посещали занятия по ликвидации православной безграмотности. Ведь девиз казака – «За веру, Дон и Отечество». Благодаря ему один крест поставили, потом второй – на Казачьей горке. Там даже надпись есть: «От благодарных потомков защитникам 1812 года». Чуть позже поставили плиту герою 1812 года – атаману Платову». Еще одна цель, которую мы преследуем, – охрана порядка у храмов в православные праздники, что в последнее время становится всё более актуально».
Сейчас в станице Нарской 12 человек. Люди приходят и уходят. Некоторые, побывав в казачьей «упряжке» пару-тройку месяцев, не выдерживают благотворительной работы и общественной нагрузки.
«У нас три месяца испытательный срок. Все это время мы смотрим на человека, общаемся, проверяем, беседуем. Объясняем, что существуем только на членские взносы. Кто-то сразу уходит, кто-то немного держится. Если говорить о возрасте, то к нам идут уже взрослые люди со своими убеждениями, мыслями, взглядами. За все это время мы на Казачьей горке установили шесть мемориальных плит. Работы впереди еще много: площадку там хотим сделать, арку с колоколом. А если говорить о масштабах, то в планах обустройство родника в Турейке, часовенку хотим поставить. Чтобы людям хорошо было. Ну, и в мае задумали мы казачий фестиваль, с привлечением артистов, приглашением гостей из других городов».
И очень обидно бывает Владимиру Александровичу Камкину, что некоторые люди, не разобравшись, называют казаков ряжеными, а станицу – сектой. Не так это, совсем не так. Кто не верит – может прийти и поинтересоваться, а то и помочь делом. Казаки не для себя стараются, не пиар создают, а хотят, чтобы Родина, в том числе и с их помощью, становилась краше и сильнее и чтобы память о славных делах наших предков не угасла в сознании народа.
Елена Скрипко
Комментарии (0)
Добавить комментарий