Окончание. Начало в №8.
Некоторые историки и краеведы считают, что эти народы оставили о себе память в названиях подмосковных рек. Нынешнему поколению привычны их названия: Москва, Протва, Истерва, Истра, Нара, Пахра, Ока и так далее. Но дать точное объяснение этим названиям – дело всё же безуспешное. Пожалуй, кроме Оки, которую с финского переводят как «йокки» – река. Вместе с тем многие учёные считают, что Москва-река, Протва, Истерва, Истра, Пахра, Нара и ряд других рек Подмосковья, оканчивающиеся на «ва» и «ра», также происходят от финно-угорских языков и являются их гидронимами. В переводе на современный язык эти гидронимы означают «вода», «река». Но есть и такие исследователи, которые отвергают их происхождение от этих языков, в том числе это касается и реки Нары. При этом они считают, что своё название река получила при славянах, то есть вятичах, и означает – «петля», «изгиб реки». Впрочем, аналогично расшифровывают и название реки Протвы. Другие же полагают, что Нара получила своё название от осуществляемого на ней промысла бобров, отсюда и название «бобровая река». Между тем есть и такие, которые утверждают, что своё название Нара получила в период татаро-монгольского нашествия. Следуя по замёрзшему руслу притоков реки Оки в декабре
1237 г. после взятия Рязани, их конные воины проваливались сквозь плохо замёрзший лёд, кричали «нара» –
что означало глубокая, и гибли. Отсюда и дали ей название «глубокая река». Но всё это пока не подтверждённое документально предание, услышанное мной в Серпухове.
Одну из версий названия реки выдвинул Владимир Козлов, автор книги «Откуда есть пошла земля нарофоминская», связывая название Нары с именем древнеармянской богини воды, морей, дождей, рек, источников – Нар. Но, с другой стороны, кажется совершенно невероятным, каким образом древнеармянская богиня в то далёкое время, когда древние армяне и предполагать не могли о существовании Московского княжества, могла бы иметь отношение к подмосковной реке Наре? Тем более что Нар – это богиня плодородия и материнства. А древнеармянскую богиню воды, моря и дождя называли Цовинар, или Цовян. Автору этих строк пришлось немало поработать с исторической литературой над этой версией, и она завела в глубокую древность, от вятичей к венедам, а от них –
к ариям.
Между тем нередко от нынешней молодёжи приходится слышать вопрос, вызывающий улыбку: «А действительно ли река Нара была судоходной?» В представлении молодых людей по реке Наре ходили двухпалубные речные суда. А на самом деле две плотины на этой реке – в Наро-Фоминске и в Атепцеве – в конце XIX и начале XX веков обеспечивали технологический процесс работы Наро-Фоминской текстильной и Атепцевской бумагоделательной фабрикам, в результате их строительства в определённых частях уровень воды в русле реки значительно поднялся. Строительство в 1926 г. «малой» плотины у нынешнего железнодорожного моста через Нару, напротив рынка «Заречье», следы которой сохранились и по настоящее время, позволило в прошлом регулировать уровень воды от этого участка реки и ниже по течению. Вместе с тем малая плотина играла важную роль и для обеспечения перекачки воды на железнодорожную станцию Нара, где паровозы заправлялись речной водой. Так вот благодаря этому гидротехническому сооружению, регулирующему уровень воды в реке Наре, стало возможно на плоскодонных баржах катерами перевозить песок из Горчухинского и Каменского карьеров, включая из Песчаной горы Наро-Фоминска, который на малой плотине перегружался и доставлялся строителям в довоенное и послевоенное время для строительства фабрики и восстановления разрушенного фашистами города. В этом и заключалась вся судоходность реки Нары. Живущие по настоящее время старожилы города помнят и рассказывают, как в 1946 г.
при восстановлении города и фабрики эти катера притаскивали баржи с песком к малой плотине, а оттуда они перегружались вручную на телеги, а то и в тачки и перевозились к наро-фоминской фабрике, к его бетонному цеху.
К сожалению, в настоящее время река Нара стала терять свою былую красоту из-за осушения Мауринских болот, застройки питавшей реку заболоченной части левобережья реки Нары в районе «Чёренькой дорожки» садоводческими товариществами, да и небрежного отношения к реке со стороны людей, выбрасывающих в неё различный мусор. Всё это больше и больше приводит к её обмелению и зарастанию водорослями и сорной травой. Уже сейчас читатель этого материала, увидев её в начале XX века и сравнив с фотографией уже XXI века, может увидеть бедственное положение. Но какие напасти ещё ждут реку Нару в будущем – никто не знает.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий