О подвиге нарофоминца Павла Головина
Павел Головин, Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации Главсевморпути, родился и вырос в Наро-Фоминске. А первые планерные прыжки совершал с горы, известной всем нарофоминцам как «Громовуха».
Родился Павел Георгиевич Головин, по информации краткого словаря «Герои Советского Союза», в 1909 году в семье служащих. Но наши краеведы провели исследования и выяснили, что он родился в крестьянской семье. Об этом есть запись в церковной книге Никольского храма. В настоящий момент она находится в Наро-Фоминском районном архиве. 23 апреля 1909 г. его крестили.
Известным фактом является то, что, будучи мальчишкой, Павел Головин увлекся планеризмом. Он не просто летал на планере, но и сам своими руками эти планеры строил. Об этом периоде своей жизни сам Головин написал книгу.
А.И. Звездочкин, наро-фоминский краевед, так вспоминает об этом периоде: «В середине 20-х годов Павел Головин вместе с другими «кружковцами» своими руками строил планер в парке Воровского. Мы, мальчики, пристально следили за этой работой и помогали, чем могли. Большое удовольствие для нас было по просьбе планеристов подтаскивать им речной песок, который они затем подвешивали в мешочках к крыльям планера, добиваясь их равновесия. Когда планер был готов, его доставили на Громовую гору».
На том месте, где сейчас стоят дома, был большой пустырь с огородами. Берег был каменистый, и во время гроз в него часто попадала молния, так она получила свое название. Эта гора была местом, откуда Головин с друзьями запускали планер. Русло реки в этом месте имеет изгиб. На стороне Якунчиковой дачи была возвышенность, которая носила название городище. Планеры запускали с одного берега на другой.
Увлечение планеризмом требовало отваги и решительности. «Планер, которым управлял Головин, взлетел над Нарой, а затем сел на деревья на противоположном берегу, у Якунчиковой дачи», – пишет Звездочкин.
После школы Павел Головин поступил в Московский спортивный техникум, а затем в Московскую летную школу. Зарекомендовал себя сведущим в летном деле человеком. На педсовете было решено после выпуска оставить его работать в школе. Он продолжал увлекаться планеризмом, стал каждый год посещать Всесоюзные слеты планеристов в Коктебеле. Первый раз он участвовал в этом слете, еще будучи школьником, но неудачно – планер разбился.
В 1932 году Павел Головин установил два мировых рекорда как планерист.
Первый над Северным полюсом
А в следующем 1933 году он становится полярным летчиком. В Наро-Фоминском историко-краеведческом музее хранится несколько писем Головина родным. В одном из них он пишет о том, как они с экипажем летали на мыс Челюскин 3 апреля 1934 года.
Один из полетов Павла Головина проходил по устью реки Лены, где потерпел крушение его товарищ. В поисках товарища он преуспел, несмотря на ужасающие погодные условия. За этот подвиг Головин был награжден орденом Красной Звезды.
5 мая 1937 года Павел Головин в ходе разведывательного полета достиг самой северной точки земного шара. Доставленные им данные позволили успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1».
После полета он дал интервью одному журналисту: «Полет был плановым, генеральный предполагал разведку до 87 градуса. На совещании у Шмидта я гарантировал этот градус. Проверили моторы, залили до отказа все баки, взяли еще 200 литров, харч – шесть банок на полтора месяца голодного пайка. Я одел шубу, летный меховой шлем, очки, меховую рубашку, вязаное бумажное белье, кожаные брюки, овчинные шнурки. В полете было очень холодно, был сильный ветер, такой, что бумажки рвет из рук. Но мы не мерзли. Самая низкая – минус 15 градусов, на полюсе – минус 13. Крымская температура. Задание мы получили такое: разведка погоды и состояние льдов до широты 86 градусов. Облачность была разная: то низкая, то средняя и высокая, дымкой, рваная, клочьями. Сразу за Рудольфом начал набирать высоту. Лез медленно, машина была тяжело нагружена. Выровнялся на высоте 1500 метров, это было на 83,5 градусов. Сразу после старта обнаружил около десяти градусов разницы между показаниями солнечного указателя и магнитным компасом. И тут же понял, что компас врет. На глазах компас стал уходить влево. На 83 градусе показывал отклонение уже на 40 градусов. ГМК тоже показывал все, что ему хочется. За Рудольфом – миль 20 вода, а дальше пошел сперва битый лед, а затем торосистые поля с разводьями. Глядел по сторонам мало. Я – и рулевой, я – и капитан, я – и передатчик записок, я – и контролер их. Паковый лед начался с 83, 5 градусов. Поля стали значительно больше, он стал одноцветным, с хорошим слоем снега. Даже с высоты полторы тысячи метров были видны трещины -торцы. Это значит, что он достигал солидной толщины. Айсбергов не встречалось. Глядел в оба, но никаких признаков земли не видел. Облака кончились через несколько минут после старта. На 85 градусах начала надвигаться перистая облачность. Меня никто не остановил, и я продолжал лететь. На 89 градусах получил радиограмму: «Наберите максимальную высоту, посмотрите, что впереди и возвращайтесь на Рудольф».
Но до по полюса оставалось всего 90 километров, и Головиным было принято решение лететь дальше.
«Высота у нас была немного больше двух тысяч метров. Где-то рядом полюс. Начал спускаться. Пошел на 1800. Для верности прошел еще минут пять, развернулся чуть налево, направо, поворот и домой. С полюса дали радиограмму: «Широта – 90, делаю поворот. Головин». На полюсе – солнце, облака с барашками, минус 13».
Благодаря этой разведывательной операции на льдину удалось высадиться экспедиции Папанина.
За этот полет Павлу Головину присвоили звание Героя Советского Союза. Уже в этом звании он с товарищами приезжал в Наро-Фоминск, была большая встреча, о которой написан целый разворот в газете. Этот экспонат сохранился в Наро-Фоминском музее.
Павел Головин и весь его экипаж погибли 27 апреля 1940 года при испытании первого серийного самолета – бомбардировщика СПБ конструкции Н.Н. Поликарпова.
В Наро-Фоминске в честь Героя Советского Союза Павла Головина названа одна из улиц, идущих вдоль реки Нары параллельно улицам Современная и Национальная.
Самолет Р-6 (АНТ-7), на котором Павел Головин с командой достигли Северного полюса, предназначался для ведения боевых действий, как тяжелый истребитель. Единственный в мире самолет с бортовым номером Н-166 стоит в учебном ангаре Национального авиационного университета в г. Киеве. И был восстановлен из двух АНТ-7, найденных в Якутии и Ямало-ненецком округе.
В молодежном медиа-центре Наро-Фоминска состоялось увлекательное мероприятие, посвященное 80-летию первого полета Павла Головина на Северный полюс. Журналист и краевед Т.А. Окулова рассказала о жизни и подвиге Павла Головина, а вот летчик Антон Саломатин, не понаслышке знающий все об авиационной технике, показал фото самолета Р-6, восстановленного в Киеве, а также рассказал о разных планерах, на которых летал Головин.
Елена Чижова
Комментарии (0)
Добавить комментарий