Святки — название веселых двухнедельных зимних праздников. В крестьянской Руси Святки выполняли как бы роль своеобразного соединителя года нового и года уходящего, ведь по старому календарю начало Святок выпадало на конец одного года(25 декабря по-старому, 7 января — по-новому), а завершение (6 января — по-старому,19 января — по-новому) на начало другого. Ровно на середину святочного цикла приходилось и наступление Нового года (по-старому14 января).
Наши предки почитали Святки как новый виток возрождения, ведь именно на этот период приходится перелом: день становится длиннее, ночи все короче. Наибольшее значение на время Святок отводилось темному времени суток, вечерами устраивали веселые посиделки, ночами испытывали судьбу — гадали. Святки любимы молодежью, они немыслимы без игр и песен, посиделок и гаданий, без озорного колядования.
Делятся Святки на святые вечера (с Рождества до Васильева дня) и страшные (с 14 по 19 — Крещенье). По народной легенде, весь мир живет "без креста", т.е. становится как бы некрещенным. Наши предки верили, что с ночи под Новый год и до Крещенья нечисть гуляет безнаказанно, и чтобы уберечься от происков злых духов, православные зажигали в святочные ночи костры во дворах и свечи в домах.
Гуляют и веселятся Святки, а вот работать в эти дни негоже: "Коли прядешь на Святки, жди на скот нападки. Лето для старанья, зима — для гулянья". Выполняли только самую необходимую по дому работу (убирались, готовили) да ухаживали за скотиной. Внимательно наблюдали за погодой (Темные Святки — молочные коровы, Светлые Святки — ноские куры). Не выходили в эти дни без головного убора, считали — к болезни.
Святки не могли проходить без молодежных посиделок. Если на осенних посиделках работали — пряли, плели лапти, ткали, то на зимних — пели, хороводы водили, озорничали и влюблялись, гадали. Откупали избу либо на вечер, либо на весь святочный период, сносили угощенье, орехи, конфеты, пряники.
Гадали в специальных местах, где земное соприкасалось с потусторонним — бани, гумно, овин, перекресток, огород. Гадали и в избах, но только ночью и лишь при свече. Ходили "слушать" под окна: если в доме смеются — хорошо год проведешь, а если ругаются — не жди ничего хорошего; слушали на перекрестке: откуда собака залает — оттуда и жених будет. Со словами "Богатый, бедный, вдовец, холостец" считали колья в заборе. Ловили в полночь кур: если попадался петух - быть девице замужем. Пели величальную песню хлебу: "Хлебу да соли слава, Боярышне нашей боле того. Кому спели — тому добро. Что спели, то и сбудется, сбудется, не минуется". Потом каждый гадающий брал кусочек хлеба, клал под подушку, сон считался вещим. После величания и начинались гадания. Клали под подушку расческу со словами: "Суженый-ряженый, приходи расчесаться", — а утром смотрели, что за волос в гребне. Много девушки знали способов узнать суженого.
Каждый день Святок носил свое название и славил своего святого.
8 января — "Бабьи каши", славили повитух, ходили поздравлять семьи, где родились дети.
12 января — день Анисьи-желудочницы… Варили желудки, гадали на тепло.
14 января — день Василия Великого. Проводили весело, не ругались, выпекали фигурки из теста, варили специальную гречневую кашу, воду приносил мужчина. Каким грядущий год будет для семьи? Коли каша провалилась — жди беды, а коли красная да рассыпчатая — все будет хорошо.
15 января — куриный праздник.
17 — день Зосимы-пчельника.
18 января — Крещенский вечер, канун Богоявления (второй сочельник). Готовили выпечку в форме креста и фигурок животных. Пост. Выметали сор из избы, обкуривали богородской травкой. Необычна сила снега в этот вечер — его собирали девушки и женщины. Под вечер ставили чашу с водой на стол, чтобы увидеть, как вода колыхнется, — Спаситель принял Крещенье. Вот и кончились Святки и пришло Крещенье.
Надежда Шапко
Комментарии (0)
Добавить комментарий