На одном из частных участков в Наро-Фоминске обнаружены останки четверых красноармейцев
Вот уже который год в любую погоду на поля, в леса и на болота, туда, где гремели залпы орудий и шли ожесточенные бои Великой Отечественной войны, приходят внуки и правнуки защитников Родины с лопатами и щупами. Для этих людей нет дела важнее, чем найти останки погибших солдат минувшей войны, по возможности установить их имена, отыскать родственников и похоронить без вести пропавших со всеми им полагающимися воинскими почестями.
«ЦГ» часто пишет о работе членов поисковых отрядов, о тех историях, что появляются с каждым новым найденным захоронением. Совсем недавно участники военно-исторического поискового отряда «Бумеранг» обнаружили место неизвестного воинского захоронения на участке одного из частных домов на ул. Каменский проезд, в Наро-Фоминске.
Информацию о предположительном месте санитарного захоронения на правом берегу р. Березовка сообщил владелец дома Игорь Заплавский. Он рассказал, что в 1947 году его дед и бабушка приехали сюда жить. И в рассказах бабушки и матери Игоря иногда звучали слова о том, что здесь, на участке, возможно, есть некое захоронение.
«Участок этот очень интересный. Когда мне было лет 13-14, я часто находил здесь разные интересные вещи времен войны, даже монетки несколько раз попадались немецкие.
А мама рассказывала, что участок был весь перерыт, и окопы здесь были, и воронки. И что где-то за теплицей есть захоронение. Вот как сюда приехал, сразу ребятам сообщил. И они практически сразу захоронение и нашли. Надо это все завершить, чтобы не было таких безымянных могил, о которых никто не знает», – говорит он.
А вот Галина Алексеевна Самойлова живет на этой улице с 1939 года. Она прекрасно помнит все, что происходило много лет назад. Помнит, как вместе с мамой осенью 41-го она уходила из города, как они ночевали в лесу, как после освобождения Наро-Фоминска вернулись в родной дом: «Мне десять лет было, когда война началась. 13 октября мы уходили из города в сторону Каменской трассы, дорога была забита людьми, скотину гнали, военные шли. Мы заблудились в лесу и решили там заночевать. А утром я проснулась вся в снегу, ночью снег первый выпал. Вернулись в дом мы в январе 1941 года, а весной, как только снег сошел с улиц, стали трупы собирать. В тот день мы обедали, и в окно было видно, как привезли на соседний участок убитых и руками их перетаскали в траншею. Ее осенью еще выкопали, чтобы прятаться».
В результате первого обследования территории с помощью поисковых щупов в одном из шурфов были обнаружены останки красноармейца, а также определены перспективные зоны и границы для дальнейшего поиска. Ведь в этом районе это уже не первая подобная находка. В мае 2015 года недалеко от этого места в районе ул. Ленинградской на берегу р. Березовка в стрелковом окопе были обнаружены останки восьми неизвестных красноармейцев, предположительно воевавших в 1-й Гвардейской мотострелковой дивизии. Дальнейшие же работы позволили отыскать останки еще трех красноармейцев.
«Вместе с останками найдены лейтенантские петлицы, чернильный карандаш, галоши, фрагменты ремней, ручка от штык-ножа, ложка, армейские ботинки. К сожалению, ни одного медальона или вещи, которая бы позволила определить имена погибших, не найдено», – рассказал «ЦГ» командир ВИПО «Бумеранг» Михаил Алексеев.
Также изучение архивных материалов позволило поисковикам «нарисовать» и примерную картину событий: в период упорных боев за Наро-Фоминск как раз в этих местах вдоль реки Нара проходила линия обороны 1-й гвардейской мотострелковой дивизии, которая была передана в распоряжение 33-й армии генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова. С 23 по 25 октября особенно ожесточенные схватки происходили в городе, велись изматывающие уличные бои, кварталы города переходили из рук в руки. Дивизия потеряла до 70% личного состава и вооружения. В боях на Наро-Фоминском направлении гитлеровцы также несли тяжелые потери в живой силе и технике. Пленные сообщали, что за неделю с 22 по 28 октября 258-я пехотная дивизия вермахта потеряла только убитыми 1600 человек. Немцы стремились захватить восточный берег Нары, чтобы обеспечить себе выгодный рубеж для продолжения наступления. Днем и ночью гремела артиллерия, берега Нары сотрясались взрывами мин и снарядов, враг бросал в бой все новые и новые подразделения, наращивал удары авиации. К исходу 25 октября 1-я гвардейская мотострелковая дивизия оставила город и, получив усиление, окопалась на левом берегу р. Нара. Для пополнения дивизии Москва тысячами отправляла бойцов народного ополчения. В её полки влились металлурги завода «Серп и Молот», рабочие, инженеры и техники Московского автозавода, Мытищинского паровозостроительного завода, железнодорожники, специалисты и рабочие других столичных и подмосковных предприятий. Дальнейшее продвижение немецких войск на этом участке было остановлено. А 22 ноября дивизии было вручено гвардейское знамя.
Вечная память и вечная слава бойцам и командирам 1-й гвардейской мотострелковой дивизии, которые с октября сражались за Наро-Фоминск и сыграли одну из ключевых ролей в освобождении нашего города 26 декабря 1941 года.
Ольга Лосева
Комментарии (0)
Добавить комментарий