Фестиваль как история

Энверу Софинову посчастливилось участвовать в подготовке и проведении XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

В воскресенье в России стартовал XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Это уже третий фестиваль, который принимает наша страна. До этого в 1957 году в Москве проходил VI фестиваль, а в 1985 году был проведён XII фестиваль. Своими воспоминаниями о седьмом фестивале молодёжи и студентов с нашим корреспондентом поделился секретарь Наро-Фоминского ГК ВЛКСМ в 1983-1985 годах Энвер Энверович Софинов.

– Нас, комсомольских работников из Московской области, неактивно привлекали к подготовке и проведению фестиваля. Этот фестиваль был не совсем открытым и прозрачным, если так можно выразиться. Программа XII фестиваля молодёжи и студентов была рассчитана на то, чтобы минимизировать общение иностранцев со случайными, непроверенными людьми. Все молодые люди, кто получал через наш горком комсомола немногочисленные пригласительные билеты на какие-либо мероприятия в рамках фестиваля, проходили через утверждение на комиссиях с участием представителей горкома КПСС и сотрудников городского отдела КГБ. Фестиваль, провозглашённый как открытый для свободного общения молодёжи из разных стран мира, стал по существу формализованным мероприятием.

Лично мне пришлось выполнить два ответственных поручения. В один из дней фестиваля мне было поручено встретить утром польскую делегацию в гостинице «Украина», где она проживала, и сопровождать её при поездке на автобусе в Наро-Фоминский район к памятнику болгарскому лётчику Огняну Найдову-Железову на Киевском шоссе и обратно к гостинице.

А вот второе поручение было для меня необычным и очень интересным. Молодые делегаты фестиваля из США высказали в оргкомитете желание приобрести произведения неизвестных художников, работающих в жанре «наивной живописи». Такой запрос поступил в горкомы и райкомы Московской области – найти таких художников и поговорить с ними на предмет дарения своих картин американским студентам. Где-то за полгода до фестиваля я познакомился в Верее с Виктором Ивановичем Соковым, как раз и рисовавшим необычные картины. Тогда я сразу взял у него интервью для газеты «Знамя Ильича». Напомню, о чём был тот материал. Виктор Иванович жил один в частном доме. И, по его рассказу, однажды в дождливую погоду с неба спустился мужчина в длинном плаще и вошёл к нему в дом. Уже не помню точные слова Виктора Ивановича, но тот незнакомец сказал ему, что он должен постоянно рисовать. В.И.Соков был небогат, даже беден. Покупать краски ему было не на что. Но он смог тогда упросить своих родственников и знакомых купить ему кисти и краски. Он рисовал на всём – на кусках оргалита, на старых рубашках, на оконных стеклах, на зеркалах, на обратной стороне спинки стула. Картины были разбросаны и сложены по всему дому. Никто особого интереса к его внезапному творчеству не проявлял. И вот, получив запрос на картины «наивного искусства», я вспомнил Виктора Ивановича Сокова. В оргкомитете поручили попросить эти картины у автора и привезти в Москву. Помню, что первый секретарь ГК ВЛКСМ Александр Морозов дал мне свой служебный ГАЗик, и мы с водителем Юрием Рудаковым поехали в Верею. Виктор Иванович разрешил забирать хоть все картины. Я отобрал около 30 штук и в этот же день на машине отвез их в Москву. Что интересно, как потом я узнал, все картины Виктора Ивановича Сокова были куплены.

Позднее, через два года, когда меня назначили заведующим городским отделом культуры, я съездил к Виктору Ивановичу Сокову, и он подарил несколько картин для детской библиотеки и РДК «Звезда». Где они в настоящее время мне неизвестно. Интересовался я и судьбой Виктора Ивановича, но найти его не смог.

Кстати, после фестиваля меня наградили знаком ЦК ВЛКСМ и советского подготовительного комитета «За активное участие в подготовке и проведении XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в г. Москве».

Алексей Веретенников

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий