О детской компьютерной зависимости и не только
Принято считать, что современное подрастающее поколение целиком компьютеризировано. Гаджеты приняли на себя роль учебников, фотоальбомов и книг. Интернет заменил детям досуг. Плохо это или хорошо – мнения специалистов расходятся. Но иногда бывают случаи, когда гаджеты целиком поглощают ребенка, заменяя ему реальность. Это называют компьютерной зависимостью и приравнивают к таким заболеваниям, как алкоголизм и наркомания.
Много ли подобных случаев в современном обществе? С этим и многими другими вопросами «ЦГ» обратился к педагогу-психологу наро-фоминского учебно-методического центра Ирине Анатольевне Сусловой.
«В рамках родительского «всеобуча» в учебно-методическом центре регулярно проходят семинары, так называемые «районные родительские собрания» на актуальные темы. Одним из последних таких собраний был семинар на тему детской компьютерной зависимости, – начинает рассказ Ирина Анатольевна. – Все дело в том, что компьютерная зависимость на первый взгляд не заметна. Поэтому родители редко обращаются именно по поводу этой проблемы. Но когда начинаешь ближе знакомиться с ребенком, тут все и вскрывается. Ребенок проводит много времени наедине с компьютером – это факт. И формируется зависимость очень рано. Как показатель можно привести очереди в детскую поликлинику, и на все места, где имеет место быть ожидание: автобусы, самолеты. Какую картину мы видим? Все маленькие дети в телефонах и планшетах. Родители, чтобы ребенок их не отвлекал, позволяют играть в гаджеты. Потом же я могу привести много примеров, когда ребенок начинает оскорблять родителей. И все потому, что ему не дали сесть за компьютер, планшет и т.д.».
Считается, что мальчики гораздо быстрее, чем девочки, подсаживаются на любой «наркотик», отчасти потому, что для девочек социальное общение намного важнее, нужнее и интереснее, чем любая игра.
По словам психолога, первый сигнал к действию – это злость и неконтролируемая реакция со стороны ребенка на отобрание гаджета: «Было бы хорошо, если бы до трех лет ребенок не держал в руках ни телефона, ни планшета. Также ребенок не должен есть, смотря телевизор. Отсюда возникает проблема, которая называется «нарушение пищевого поведения». Еда у нас символически считается проявлением любви. А когда мы смотрим телевизор, мы не замечаем вкуса, не получаем удовольствия. И когда мы получаем извне информацию, мы ее также не воспринимаем, как и еду. Ребенку нужно нюхать, рвать, выбрасывать – познавать мир через игру. Нам раньше говорили: «Иди играй» – и дети сами находили себе интерес. Сейчас же почему-то считается, что ребенку нельзя скучать, его надо постоянно чем-то развлекать. Скука ребенку необходима, у него должно родиться свое «хочу», чтобы пойти и придумать себе занятие, игру. Сейчас многие дети знают только один способ провести досуг – погрузиться в игру на телефоне или планшете».
Помогите, у нас зависимость
Но что же делать, если родители поздно заметили изменения в поведении своего ребенка, если зависимость уже наступила? Когда ребенок маленький, эту ситуацию исправить достаточно легко. Психологи называют это «установлением границ общения с ребенком». Мама показывает свою родительскую власть, ограничивая доступ к тому или иному гаджету.
Очень важно увидеть, что с ребенком что-то не так. Но сразу отбирать телефон нельзя, нужно учитывать особенности детской психики. По словам Ирины Анатольевны, наказание ребенка должно длиться один день, не больше. Потому что когда его лишают, например, планшета на месяц, он не может понять, сколько это во временных границах. И тогда наказание не работает.
«Родители должны уметь выдерживать агрессию ребенка, – говорит педагог-психолог. – Часто дети плачут, ноют, выпрашивают, даже угрожают. Нужно уметь договориться с ребенком. Многие родители не знают, как это сделать. И здесь важно запомнить: родители сами не должны подавать плохой пример, не есть перед телевизором, запрещая это ребенку. А вот иерархия в семье должна существовать. «Я взрослый, я пришел с работы, я могу смотреть телевизор». Взрослый не должен быть наравне с ребенком».
Опасность компьютерной зависимости заключается и в том, что зачастую современный ребенок не умеет играть вне виртуального пространства, он ничего не чувствует, у него нет интересов. Поэтому, когда у него появляется свободное время, начинается тоска и депрессия, он просто сидит и ждет, пока ему вернут планшет.
Если ребенок спокойно расстается с гаджетами, прерывается для удовлетворения своих потребностей, то, скорее всего, зависимости нет. Важно смотреть, есть ли у него реальные друзья, с которыми он встречается, есть ли у него вообще желание куда-то ходить.
Гаджеты для пользы
У каждого школьника сегодня есть компьютер. Электронные дневники, требования сдавать учебные проекты в печатном виде, необходимость самостоятельно искать материал для докладов и рефератов в интернете – без этого нельзя представить жизнь современного школьника.
«Раньше не было такого доступа к разной информации, как сейчас. Мир не стоит на месте, мы не должны ограничивать детей от технологий. Я не вижу в этом ничего плохого, – продолжает рассказ Ирина Анатольевна. – Программа начальной школы сейчас строится на огромной работе с компьютером, но подразумевается, что проекты нужно делать вместе со взрослыми. Таким образом, получается, что к пятому классу ребенок уже умеет делать это самостоятельно.
В моей практике был ребенок подросткового возраста, которого ко мне направила школа за девиантное поведение. Когда родители говорили «иди делать уроки», начинался скандал. Но родители не замечали, что это зависимость от гаджетов. Родители думали, что ребенок им все делает назло, противостоит, а признаков зависимости не замечали.
Был ребенок пяти лет, который оскорблял бабушку, и такое поведение было связано с получением или неполучением планшета. Родители, как правило, говорят: «Он агрессивный, он не отзывается, его не дозовешься ужинать». Когда у родителей настроение портится, они обращают внимание на то, что что-то не так, а в другое время не замечают».
И последний аспект компьютеризации – это зависть, когда ребенок видит, что у других его одноклассников есть модный гаджет, а у него нет. «Многие родители в детях воспитывают эгоцентризм. «Я должен быть лучше других во всем», это их жизненная позиция, а соответственно и их ребенка. А есть родители, которые имеют средства, но сознательно правильно себя ведут, не позволяя ребенку брать ответственность за такие дорогие вещи. В семье ребенку должны объяснить, что чувство достоинства не зависит от цены телефона или наличия планшета, тогда он не будет переживать. У ребенка не должна быть низкой самооценка, он не должен самоутверждаться за счет дорогих гаджетов», – завершает рассказ педагог-психолог И.А. Суслова.
Елена Чижова
Комментарии (0)
Добавить комментарий