Жизнь не взаперти

Корреспондент «ЦГ» провел один день в Вышегородской школе-интернате

В нашей стране давно и очень много говорят об инклюзивном образовании – образовании, когда дети с разными возможностями здоровья должны обучаться вместе. У такой системы, как и положено, есть свои сторонники и противники. Кто-то считает, что дети, к примеру, с интеллектуальными нарушениями не должны посещать занятия и учиться в обычной школе, так как в «копилку» своих проблем в здоровье могут добавить еще большие психологические проблемы и стать отверженными в обществе своих сверстников.

Сторонники инклюзии, наоборот, уверены, что дети с определенными физическими, умственными и психологическими недостатками имеют полное право и возможности получать знания наравне с другими сверстниками и стартовать во взрослую жизнь подготовленными.

Зачастую родители самих школьников, и это подтверждают многочисленные факты, не желают, чтобы с их чадом за одной партой сидел особенный ребенок. Да и подчас не совсем доброе современное детское общество также не готово принять в свою компанию такого друга.

Как быть в этой ситуации? Что сделать для того, чтобы немного облегчить жизнь таким детям: научить их элементарным навыкам ухода за собой, некоторым правилам поведения в обществе, дать родителям таких детей рекомендации по воспитанию особенного ребенка? И, собственно, где найти компанию и то самое место учебы для своего особенного чада? Корреспондент «ЦГ» решил провести один день в Вышегородской школе-интернате.

О милосердии и сострадании

В тихой деревне Вышгород, что под Вереей, есть специализированная школа-интернат, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть те дети, что не могут учиться в обычной школе по самой обычной общеобразовательной программе. Здесь для ребят, а их более 40 человек, созданы особые условия, и обучение ведется по адаптированным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они сюда приходят не просто так, а по направлению психолого-медико-педагогической комиссии. Для некоторых из них, в силу особенностей в развитии, каждый день начинается заново – с чистого листа.

У директора школы-интерната Ольги Валентиновны Моновой взгляд на инклюзивное образование и образование особенных детей свой собственный и тоже особенный.

«Что такое присутствие ребенка с интеллектуальными нарушениями в обычной школе, когда в классе у учителя 25-30 учеников и перед ним стоит задача дать максимум знаний всем. Особенный ребенок в силу своего заболевания не способен обучаться по основной общеобразовательной программе. Учитель же, искренне желая ему помочь, уделяет максимум времени, а результат практически нулевой. При этом страдают и другие дети, которые недополучают знания», – говорит она.

Учиться обучаясь

Конечно, здесь не идет речь о детях с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сохранный интеллект. В обычной школе у них есть перспективы развития и получения знаний. При этом происходит процесс взаимного развития. И обычные дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья начинают понимать, что мир разный – есть «не такие, как все» дети и есть те, кто способен им помочь. В маленьких душах в такой ситуации может открыться много места для большой любви и милосердия, и так можно учиться не только складывать и вычитать, но еще любить, и уважать, и самое главное – учиться быть людьми: «В нашем же случае милосердие к детям с интеллектуальными нарушениями заключается в том, чтобы поместить их в среду, которая не будет для них конфликтной, агрессивной. Чтобы в этой среде ребёнок почувствовал себя равноправным. И это будет для него благом. Сгладить острые углы помогут работающие у нас логопеды, психологи, дефектологи, педагоги со специальным коррекционным образованием. Все они хотят помочь таким детям и знают как. И понятно, что окончательно такие дети не выздоравливают, но процесс адаптации у них проходит намного мягче, чем в обычной школе. Выходя из стен школы-интерната, наши выпускники даже с самыми тяжелыми проблемами здоровья могут жить в обществе. Здесь их научат выполнять элементарные действия, над которыми не задумывается обычный человек».

И для этого в Вышегородской школе-интернате созданы особые условия. «Наши дети имеют возможность по окончании школы получить несколько профессий: повар, швея, мастер строительных работ, озеленитель. Было бы хорошо расширить область применения знаний и умений наших выпускников. Ведь они, будучи особенными, очень сострадательны, понимают боль другого человека, они тонко чувствующие – могут быть помощниками, к примеру, в работе с пожилыми людьми и инвалидами».

Немного о родителях

Есть еще один важный и тонкий момент – родители и родственники особенного ребенка. «Очень часто многие мамы и папы редко задумываются о том, почему их ребенок не справляется со школьной программой или совсем не подозревают, что с ребенком что-то не так. И, конечно же, боятся отдавать его в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенка искренне жалеют в общеобразовательной школе, переводят из класса в класс. А потом приходит время сдавать экзамены, и… получается то, что получается. Сегодня родители сами принимают решение о выборе образовательной организации для своих детей, не всегда понимая последствия своего выбора, – продолжает разговор Ольга Валентиновна. – Бывает часто, родители догадываются о нездоровье ребенка, но боятся себе признаться в этом, другие – боятся общественного мнения, а порой и осуждения. Ведь бывает, что у вполне благополучных родителей рождается не вполне здоровый ребенок. Не нужно отчаиваться, нужно осознать: чем быстрее ребенок начнет получать грамотную поддержку, тем выше будет результат в овладении необходимыми знаниями, получении навыков социально – бытовой ориентации, тем успешнее будет его адаптация в обществе. Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья – это не приговор ребёнку, а своевременная квалифицированная помощь, не стоит забывать об этом. К тому же для многих родителей обучение и воспитание ребенка в интернате все пять дней в неделю – выход из трудной жизненной ситуации, в которой находятся сегодня многие семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья».

О друзьях и благотворителях

Сегодня государство обращает на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание. Администрация Наро – Фоминского района оказывает колоссальную поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Отрадно видеть, что, кроме государственной поддержки, ребята Вышегородской школы – интерната имеют ещё очень много друзей, готовых оказывать детям постоянную и разностороннюю помощь и поддержку. «В числе наших друзей представители власти, бизнеса, благочиния, прессы, благотворительных фондов, образовательные организации, организации дополнительного образования и простые люди, все, кто главным делом своей жизни считает помощь и участие в жизни тех, кому это участие необходимо», –продолжает рассказывать Ольга Валентиновна.

Учебный год только начался, много планов, встреч и надежд впереди. Только это уже совсем другая история, и мы обязательно расскажем еще об этой замечательной школе на страницах «ЦГ».

Алина Горюнова

 

 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий