О рассветах и закатах Зинаиды Мелешко

Героиня «ЦГ», как и ее любимый поэт Омар Хайям, радуется и ценит каждую минуту своей жизни

Зинаида Ивановна Мелешко родилась в д. Вышгород 22 сентября 1937 года. Закончила Вышегородскую среднюю школу, факультет «Филологии» Краснодарского педагогического института. Работала завучем в школе с. Благовещенье, директором Вышегородской школы-интерната.

Земля наро-фоминская взрастила немало умных и талантливых людей. Но сегодня в рубрике «Личность в ЦГ» речь пойдет об одной замечательной женщине, которой наш район может и должен гордиться. Хотя сама она более чем скромна и считает, что труд ее обычен. 22 сентября она будет отмечать свой 80-летний юбилей. И скорее всего, в этот день почтальон не принесет ей мешок писем от благодарных учеников и телефон ее не раскалится от звонков с поздравлениями. Но обязательно день она проведет в кругу своих коллег – педагогов и воспитателей Вышегородской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Потому что этому учреждению она отдала большую часть своей жизни. А если быть точным, именно Зинаида Ивановна Мелешко в 1980 году году стала ее первым директором.

«Я родилась в многодетной семье, где было девять детей. Когда война началась, мне всего-то ничего лет было. Но это были самые интересные годы, что остались в памяти. Помню класс нетопленый, все в шалях, кто в телогрейке, кто в шубке старой, перешитой, валенки дырявые, чернила замерзшие в чернильницах. Полуголодные были – у кого репа в сумке, у кого морковина, у кого ничего. Но всегда делились своими запасами с другими, и никаких ссор и обид не было», – вспоминает Зинаида Ивановна. И тут же цитирует строки:

Маленькие-маленькие не могли знать боя мы,

Но тогда за партами были мы героями.
На пустой желудок лишь герой так сможет:

Апельсины с яблоками складывать да множить,
Да ещё и правильно, да ещё и на «пять»,
Да ещё при этом даже не заплакать.

Она прекрасно помнит, как жили они с матерью и бабушкой во время войны, как погиб на фронте отец, как несколько раз маленькая девчонка Зина была на грани жизни и смерти:

«Помню, как бомба к нам во двор упала и не разорвалась. Мы с братом младшим на нее садились, как на коня. И слушали, как там часики тикали. Потом минеры приезжали – разминировали. А еще я в пруду «лимонку» нашла, повесила себе ее на палец и так шла по деревне, думая, что это груша. Меня старший брат увидел, быстро с руки у меня ее снял. Помню, как бабушка моя с немцем дралась, когда он хотел наш дом поджечь».

В 1956 году она закончила Вышегородскую среднюю школу и по комсомольской путевке отправилась на строительство Новокемеровского химкомбината: «Жили мы там в общежитии на пять койко-мест. Я работала изолировщицей и одновременно училась на телеграфистку и готовилась к поступлению в педагогический институт. А вот при поступлении в диктанте сделала ошибку в политических словах и получила «двойку». Поплакала-погоревала и пошла учиться в вечерний химико-технологический институт. И никак мне не давались ни начертательная геометрия, ни матанализ. Кое-как сдала я зимнюю сессию и снова стала готовиться в пединститут».

А потом опять крутой поворот в судьбе – девушка решила уехать на работу в Краснодарский край. Трудилась в табачном совхозе, на заводе изолировщицей. Мечту стать педагогом она осуществила, когда ей было 25 лет: «Мне очень нравилось учиться на филологическом, я очень старалась. А чтобы выжить, ночами в госпитале работала».

А потом снова в Сибирь по распределению, переезд по месту работы мужа в Новороссийск и возвращение домой, в родную деревню Вышгород.

«Я работала простым учителем в массовой школе, четыре года отработала в Веселевской школе завучем, директором в Благовещенской школе. А потом меня вызвали в ГОРОНО и предложили место директора в коррекционной школе, ее только планировали открыть. Три раза я отказывалась. Но меня уговорили, и об этом ничуть не пожалела, – рассказывает героиня «ЦГ». – И если б знала, как трудно будет начинать. 15 августа 1980 года меня назначили на этот пост. Планировалось в школу-интернат принять 140 детей. А ничего нет – ни вилок, ни ложек, ни кроватей. Пошла в пионерский лагерь, там у меня брат работал завхозом. Набрала у него кроватей, одеял, матрасов, кастрюли, ложки. Так и открылись. Транспорта своего не было, молоко возили на рейсовом автобусе с молокозавода, хлеб тоже. На базу ездила сама, выбирала самое вкусное и свежее. Бегала, как белка и стрелка. Однажды поехала за одеялами шерстяными. В Москве в управлении уже была в шесть утра, потом в Ногинск на базу полетела, потом обратно, ночевала в Верее, чтобы быть первой в трансагентстве, выбила машину – привезла. А бывало так, что и машины нет, выгрузила один раз вещи на Тишинском рынке в Москве, бегала по водителям, просила, чтобы кто-то подвез. Потом меня уже узнавать стали, знали, что я из школы-интерната. С кадрами тоже было плохо. Мы вначале работали по меркам людей массовой школы, и только потом поняли, что здесь другие дети и учить их нужно было по-другому».

На этой должности Зинаида Ивановна Мелешко отработала шесть лет, потом сдала свой пост и осталась здесь завучем.

«Мечта моя стать педагогом сбылась. Думаю, что моему папе, который погиб на войне, за меня не стыдно. Он ведь тоже был учителем – труд преподавал и музыку, и брат мой старший тоже учитель. У нас все педагоги: я, сын, сноха, трое племянников. Это наше призвание».

О своем коллективе и своих воспитанниках Зинаида Ивановна говорит только хорошее: «Мы своих детей всегда в строгости воспитывали и в честности. У нас и сейчас здесь все кабинеты открыты. И ребята наши хорошие и честные. А девчонки мои – они и маляры, и штукатуры, и уборщицы».

Кстати, к каждому событию и на каждый случай у Зинаиды Ивановны припасены стихотворные строки. Особенно она любит Омара Хайяма. Говорит, что каждая строчка у поэта – целая философия:

Я был в обиде на Творца,

Что не имел сапог,
Пока не встретил молодца,
Который был без ног.

В заключение беседы З.И. Мелешко призналась, что ей было совсем нетрудно работать здесь вахтером. И что живет она совсем рядом и всегда готова прийти на помощь своим «девчонкам»:

Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткой, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат!

 

Елена Скрипко

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий