Следует напомнить, что наши дороги во все времена были кошмаром для не приспособленной к ним европейской техники. Понадеявшись на быстрый разгром Красной Армии, фашисты не позаботились о повышении её проходимости в условиях осенней распутицы. Тем более что до 12 октября 1941 г. погода благоприятствовала их наступлению даже по проселочным дорогам. Но с завершением окружения наших трех армий под Вязьмой начались непрерывные дожди. Тотчас не рассчитанные на столь высокие нагрузки грунтовые дороги центра России были разбиты Красной Армией и беженцами до крайней степени ещё до подхода оккупантов. А вне дорог в этих условиях фашистская техника могла двигаться только на очень ограниченных пространствах с плотным грунтом либо после ещё кратковременных заморозков. Из частей Вермахта посыпались донесения, что и без противодействия противника их продвижение по ряду направлений остановилось из-за грязи. По той же причине постоянно нарушалось и снабжение фашистов. Так что немецкие группировки вынужденно стянулись к дорогам с улучшенным покрытием и шоссе. Неудивительно, что самые кровопролитные бои в октябре 1941 года на Московском направлении завязались вдоль ведущих к Москве шоссе. Тогда как Киевского шоссе в этом перечне отчего-то не видим? А оно уже строилось (называлось тогда Наро-Фоминским) и частично эксплуатировалось от Москвы до Апрелевки. От Апрелевки до р. Нара успели отсыпать лишь насыпь с временной дорогой по ней и построили опоры моста через Нару. Далее на запад по будущей трассе велись лишь подготовительные работы. Очень важно, что это шоссе было обозначено на туристических картах 1939 года как действующее вплоть до границ Московской области. Тогда как на наших военных картах издания 1940 г. не было и следа его. Фашисты, захватившие в Минске полный комплект секретных военных карт ГШ (Генерального штаба) Красной Армии от границы до Москвы и убедившись, что они точнее имеющихся, тотчас размножили добычу для комсостава от роты до дивизии. Для чего лишь надпечатали перевод названий на латиницу (см., например, приложенную карту). Так что Красная Армия и немцы пользовались одними и теми же картами! И даже уже выйдя к Наре, противник сомневался в существовании Киевского шоссе. Впрочем, и кроме него кнашему городу с запада тогда сходились одна ж/д и три улучшенные грунтовые дороги: от Вереи, Боровска и Балабаново. От Наро-Фоминска также шли рокадные (параллельные фронту) дороги к Минскому (Кубинское ш.) и Калужскому (через Атепцево) шоссе. Взяв наш город, захватчики не только получали прямой и мало зависящий от погоды путь на Москву, но и угрожали флангам 5 и 43 армий. Так что наш город требовалось отстоять любой ценой. Тем более что река Нара, с топким дном и крутыми либо болотистыми берегами, благоприятствовала обороне. На ней были лишь 3 приемлемых для немецкой техники моста: в Таширово, в центре Наро-Фоминска (каменный и ж/д мосты) и в Атепцево, а также пара удобных бродов: у Конопеловки и южной окраины города. Далее на восток Красной Армии можно было зацепиться лишь за гораздо менее выгодные рубежи у Селятино или Апрелевки.
19.09.2016, №38(565)
Сражение за Наро-Фоминск
Алексей Горский
Продолжение следует
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий