Михаил Васильевич Водопьянов… Знаменитый, мужественный человек. Я бы сказала больше — человечище! Один из первых Героев Советского Союза, легендарный летчик, первооткрыватель северных земель нашей Родины. 2009 год — год 110-летия со дня рождения этого удивительного и бесстрашного авиатора.
Совсем, кажется, недавно жил он на этой земле, трудился на благо Родины, совершал отважные поступки, совершенно не думая о том, какой след он оставит в истории. Просто не мог иначе, потому что был настоящим человеком. А что мы с вами знаем о нем? Давайте будем честны хотя бы перед собой — чрезвычайно мало. Интересуемся историей Древнего мира, рассуждаем о мировой художественной культуре, а о тех, кто помогал выжить в суровых условиях своей стране — героях трудового и военного фронта, подчас попросту забываем.
Мы предлагаем вашему вниманию статью о Михаиле Васильевиче Водопьянове, о его многогранной и поистине заслуживающей внимания судьбе. Давайте восполним пробелы в своих знаниях хотя бы посредством статьи в газете — это лучше, чем сказать, что вообще такого не знаю.
Михаил Васильевич Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в деревне Студенки под Липецком. Немалую роль в выборе жизненного пути Водопьянова сыграли его детские впечатления. Очень часто он видел над деревней пролетавшие огромные самолеты, они и зародили в нем интерес к авиации, переросший затем в привязанность к ней на всю жизнь...
В 1918 году Михаил добровольно вступил в ряды Красной Армии, и это позволило ему, после немалой настойчивости, служить в авиации, в Липецкой авиачасти. Сначала он только заправлял бензином самолеты, потом помогал авиамеханику, изучал причины неисправностей двигателей, различных систем самолета... А вскоре уже мог ремонтировать технику, быть с ней на "ты". Совсем скоро Михаил освоил профессию моториста.
Через несколько лет началась его работа пилотом в гражданской авиации. Это произошло в 1928 году. А уже в 1929 году ему поручили открывать линию Хабаровск — остров Сахалин. Это было дело большой государственной важности: для развития промышленности на Дальнем Востоке потребовались сахалинская нефть, уголь, лес. Стране нужны были рыба, пушнина, поэтому так остро встала проблема надежной и быстрой связи острова с материком. Отдаленные районы страны сами по себе считались трудными участками работы, а открывать линию в тех краях было и очень опасным делом. Водопьянов в одной из своих книг писал: "В то время Север слыл каким-то пугалом даже среди видавших виды опытных летчиков. О полетах на Севере рассказывали такие ужасы, что волосы становились дыбом".
Весь предшествуюший опыт летной работы стал для Водопьянова хорошей базой. Он способствовал его участию в беспрецедентных, уникальных по своей трудности и исторической значимости полетах. А слава Водопьянова началась с челюскинской эпопеи. Сто с лишним человек на пароходе "Челюскин" отправились вдоль наших северных берегов, поставив перед собой благородную патриотическую цель — освоение восточных и северных районов страны. Но пароход надолго вмерз во льды, потом стал тонуть, люди оказались на льдине... Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять. Такая колония людей на льду Северного Ледовитого океана — случай неслыханный! Судьба челюскинцев волновала весь мир.
Вся страна отозвалась на эту беду. Так, ледокол "Красин", на ремонт которого требовалось четыре месяца, был отремонтирован в кронштадтских доках за восемнадцать дней. Работы велись круглые сутки при сильных морозах, в стылой воде. И Михаил Васильевич после долгой осады правительственной комиссии (авиационные медики запретили Водопьянову заниматься летной работой в результате тяжелейших травм, полученных при катастрофе на Байкале) добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Из Анадыря он трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек. На простеньком старом самолете, не взирая ни на какие трудности. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, в 1934 году М.В.Водопьянову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали Золотая Звезда №6.
21 мая 1937 года на самолете АНТ-6 Михаил Васильевич впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного Полюса. Здесь же была организована первая станция "Северный полюс". За это Водопьянов был награжден орденом Ленина.
Но все полярные исследования были прерваны начавшейся Великой Отечественной Войной.
Тогда Водопьянову было почти сорок два года. Это немалый возраст для летчика, тем более для него, участвовавшего во многих требовавших огромных усилий беспримерных полетах, в которых он часто исполнял главную роль. Авторитет его был высок, слава — легендарной. Он вполне мог бы заняться воспитанием молодых, быть консультантом по летной выучке молодежи и т. п. Но сейчас самым главным для него стала борьба с врагом на фронте.
В начале войны Михаил Васильевич лично участвовал в нанесении бомбовых ударов по Германии, в том числе по Берлину.
После войны Михаил Васильевич активно занимался литературной деятельностью, был членом Союза Писателей. Наиболее известные его произведения — "Небо начинается с земли", "Повесть о первых героях", "Крылатые богатыри", "На крыльях в Арктику". Умер Михаил Васильевич в 1980 году, похоронен в Москве. Его именем названы улицы в Липецке, Красноярске, Екатеринбурге, Москве.
Алена Брусникина
Комментарии (0)
Добавить комментарий