Новый неизвестный герой Великой Отечественной войны – Давыдов Николай Николаевич. Родился в 1912 г. в д. Семенчино Козловского района Чувашской АССР. Окончил сельскую школу и Кировский промышленно-экономический техникум. Работал председателем обкома профсоюза городских предприятий, инструктором горкома партии, а в 1940 г. был избран секретарем Чебоксарского горкома ВЛКСМ. На фронте после окончания краткосрочных курсов при Московском военно-политическом училище имени В. И. Ленина воевал политруком стрелковой роты в 1-й гвардейской стрелковой дивизии 33 армии. Погиб 19.12.1941 года в районе г. Наро-Фоминска (по другим данным умер от ран в госпитале). В приказе об исключении из списков ГУК НКО от 06.03.1946 считается пропавшим без вести в ноябре (скорее всего опечатка) 1941 года. Место захоронения неизвестно.
В замечательном сборнике «ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА С ФРОНТА. 1941» издательства «Молодая гвардия» удалось найти информацию и письма еще одного героя, сложившего свою голову на нашей Наро-Фоминской земле. Благодаря этим письмам, мы узнаем все новые подробности тех тяжелых боев за наш город в 1941 году.
«ОТБИЛИ ЧЕТЫРЕ АТАКИ…»
В первые же дни Великой Отечественной войны 500 коммунистов и комсомольцев Чувашии по зову сердца и по велению партийного долга ушли на фронт политбойцами. Среди них был и коммунист Николай Николаевич Давыдов. Сохранилось несколько его фронтовых писем в личном архиве близкого друга по комсомольской работе А. Т. Сперанского.
15 ноября 1941 года Николай Николаевич делился с ним первыми фронтовыми впечатлениями: «Метет поземка. Порывистый ветер гонит мелкую, сухую крупу. Этот ветер подгоняет и меня, словно бы торопя получить назначение в действующую армию под Москвой. Ехал на попутных грузовых машинах, груженных боеприпасами и продовольствием для частей действующей армии наро-фоминского направления. Над нами кружатся самолеты противника. Но перекрестке слез с машины. У меня совсем окоченели ноги: температура минус 39. Размяв немного ноги, шагаю по дороге к деревне Алабино, где, предположительно, должен находиться политотдел 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Политотдел дивизии разместился в одном из домов на краю деревни. У входа — часовой. В дальнем углу за столом сидит политрук, старательно выстукивает что-то на пишущей машинке.
- Все в полках, – ответил он, когда я спросил о начальстве. – Вернутся только вечером. Идет бой за Наро-Фоминск. Наша дивизия должна устроить «баню» фрицам… И устроим…
Начальник политотдела, батальонный комиссар, пришел поздно вечером. Сбросив полушубок, сказал: «Пойдешь в мотострелковую роту политруком». Я растерялся: для меня это назначение было неожиданным. Начальник политотдела ознакомил меня с положением в полку, в 1-й гвардейской дивизии, рассказал о командирах и политработниках. Как только устроюсь на новом месте, подробнее сообщу о своей службе. Передайте боевой привет моим друзьям по горкому комсомола».
Письма Н. Н. Давыдова передают драматизм напряженных боев сорок первого.
«Алеша, извини, письмо пишу урывками, нет времени, дописываю сегодня. На нашем участке идут упорные бои. Днем и ночью гремит артиллерия. Враг стремится захватить восточный берег Нары. Особенно ожесточенные схватки происходят на окраине Наро-Фоминска. Отдельные улицы за день несколько раз переходят из рук в руки. Сегодня в ходе контратаки отбили у врага текстильную фабрику и закрепились в одном из ее корпусов… 18 ноября 1941 года».
«…Третьи сутки живу без сна и отдыха. Немало трудностей пришлось преодолеть воинам нашего полка. Вчера, после полуторачасового артобстрела, гитлеровцы поднялись в атаку. Сосредоточенным огнем мы все же заставили врага откатиться назад. В этот день мы отбили четыре атаки. По характеру и направлению боя чувствуется, что противник стремится любой ценой обеспечить себе успех. Фашисты ожесточенно ведут огонь из всех видов оружия. Их авиация не дает нам поднять голову. Бойцы все больше и больше рассредоточиваются, растекаются по всему полю. Отход хуже наступления. А гитлеровцы неистовствуют. Как бы ни было трудно, наши гвардейцы дерутся отчаянно, мужественно. Но есть и потери. Сегодня при отражении танковой атаки врага смертью героя погибли командир полка подполковник П. В. Новиков и командир разведроты капитан В. С. Филожин.* Бойцы, узнав о гибели любимого, бесстрашного командира полка П. В. Новикова, дерутся как львы. 2 декабря 1941 года».
«…Алеша, помни, что память — это не только возвращенное прошлое, это и настоящее. Нам особенно дорого то, что дорого досталось. Я вспоминаю нашу учебу, комсомольскую работу и др. Теперь же мы на войне. Все может случиться с нами. Если со мной что-либо случится, передай моей жене Анне, ожидаемой дочери или сыну, что я их очень любил, чтобы и они не забыли меня. 6 декабря 1941 года».
В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Обе стороны несли большие потери. В одном из боев Н. Н. Давыдов заменил раненого командира – принял командование ротой. Несмотря на сильный мороз и пургу, гвардейцы генерала Ивана Никитича Руссиянова продолжали отражать многочисленные контратаки противника. В кровопролитных боях бойцы и командиры показывали массовый героизм.
Впоследствии Алексей Тихонович Сперанский навел справки о том, как погиб его друг. Вот что он рассказал в письме в редакцию сборника:
«В январе 1942 года после ранения я лежал в армейском эвакогоспитале. Там встретился с народным ополченцем лейтенантом фоминым — уроженцем чувашского села Порецкое. Он сообщил мне о том, как, развивая контрнаступление под Москвой… полк 19 декабря вышел к разъезду «75-й километр» и был контратакован пехотой, танками и авиацией противника. В этом бою политрук Николай Давыдов получил тяжелое ранение и умер в госпитале. Он так и не узнал, что 27 декабря 1941 года у него родилась дочь Галина. Жена Анна Степановна воспитала ее такой, какой хотел видеть отец. Дочь получила высшее образование и многие годы работала художником-оформителем. В настоящее время трудится на Чебоксарском агрегатном заводе. Внук фронтовика Михаил окончил Московский инженерный физико-технический институт. Работает по специальности. Действительную службу прошел в железнодорожных войсках, где был отличником».
*Скорее всего имеется в виду Финажин Василий Степанович, капитан 93 орб 1 гв. мсд. 1910 г. рождения, погибший 22 октября 1941 г. в д. Ново-Федоровка. Наро-Фоминск.
Из сводок Генерального штаба РККА за 19 декабря 1941 года: 33-я армия, обороняясь частью сил на правом фланге, в центре и на левом фланге перешла в наступление на наро-фоминском направлении. 1 гв. мсд наступая с рубежа (иск.) НАРО-ФОМИНСК - (иск.) ГОРЧУХИНО, овладела северной и южной казармами 2 км юго-западнее г. НАРО-ФОМИНСК; 110 сд вела бой на линии шоссе ГОРЧУХИНО – АТЕПЦЕВО. 338 сд левофланговыми частями овладела р-ном СЛИЗНЕВО, правофланговыми частями вела бой за овладение р-ном АТЕПЦЕВО; 113 сд вела бой за овладение северной и северо-восточной опушками леса южнее района КАМЕНСКОЕ. 43-я армия частью сил в 9.30 18.12 перешла в наступление на малоярославецком направлении: 93 сд вышла на восточную опушку леса юго-западнее района МЕЛЬНИКОВО, овладела выс. 208,3, блокировав р-н РОМАНОВО. 53 сд овладела районом выс. 189,1 – НИКОЛЬСКИЕ ДВОРЫ.
Фотография и отсканированныйе фрагменты из книги «Вспоминают политбойцы», Чебоксары, 1985 Вечная память Давыдову Николаю Николаевичу!
Комментарии (0)
Добавить комментарий