Вы способны дочитать этот текст до конца? Здесь много букв, но статья заслуживает внимания.
За последние несколько лет у меня появилось неприятное ощущение, что кто-то — или что-то — переделывает мой мозг и перепрограммирует память. Я мыслю уже не так, как раньше, и сильнее всего это ощущается при чтении. Когда-то мне было нетрудно погрузиться в книгу или длинную статью. Теперь после двух-трех прочитанных страниц мое внимание начинает рассеиваться, я отвлекаюсь, теряю нить повествования, начинаю искать себе другое занятие.
Создается такое впечатление, что мне постоянно приходится насильно возвращать свой своевольный мозг к тексту. И мне кажется, я начинаю понимать, в чем дело. На протяжении более десяти лет я стала проводить много времени в Интернете в поисках информации, просто бродя по его просторам или порою внося свой вклад в огромные онлайновые базы данных. Мне, как журналисту, Интернет был ниспослан Богом, ведь теперь любой самый труднодоступный материал отыскивается буквально за пару минут. Достаточно несколько раз вбить ключевые слова в Google, быстренько покликать на гиперссылки — и у меня в руках оказываются искомые факты или острые цитаты.
Даже когда я не работаю, то часто брожу по информационным дебрям Сети: читаю и пишу е-мейлы, просматриваю заголовки новостей и посты в блогах, смотрю видео или просто перепрыгиваю с ссылки на ссылку. Для меня, как и для многих других, Сеть стала универсальным средством, проводником к большей части информации, которая через глаза и уши поступает в мой мозг. Преимуществ у незамедлительного доступа к подобному невероятно богатому хранилищу информации множество, однако за это благо приходится платить. Судя по всему, Интернет уменьшает мою способность концентрироваться и созерцать. Мой мозг теперь ожидает поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть — в виде стремительного потока частиц.
И я не одинока. Когда я рассказываю о своих проблемах с чтением друзьям и знакомым, многие говорят, что испытывают нечто-то подобное. Чем чаще они используют Интернет, тем больше усилий им приходится прилагать, чтобы не потерять концентрацию, читая длинные тексты. Благодаря доступности текстов в Интернете, не говоря уже о популярности текстовых сообщений на мобильных телефонах, не исключено, что сегодня мы читаем больше, чем в восьмидесятых годах, когда мы отдавали предпочтение телевидению. Однако теперь это другой тип чтения, за которым стоит иной тип мышления — возможно, даже новое осознание себя.
Теперь бесконечно мощная компьютерная система берет на себя роль большинства интеллектуальных технологий, она становится нашей картой и нашими часами, нашей печатной прессой и печатной машинкой, нашим калькулятором и телефоном, нашим радиоприемником и телевизором. Когда Сеть поглощает какое-либо средство информации, она изменяет его по своему образу и подобию. Она наполняет его содержание гиперссылками, мигающей рекламой и другими электронными примочками и окружает его контент содержанием других поглощенных ею средств информации. Например, сообщение о получении е-мейла может высветиться в то время, когда мы просматриваем заголовки последних новостей на сайте газеты. В результате наше внимание рассеивается, и концентрация ослабевает. Влияние Сети не ограничивается рамкой монитора.
Когда умы людей настраиваются на волну сумасшедшей мозаики сетевых СМИ, традиционным средствам массовой информации приходится адаптироваться к новым ожиданиям своей аудитории. В телепрограммах появляется бегущая строка и всплывающие рекламные блоки, а журналы и газеты сокращают объем своих статей, публикуют их краткое содержание и забивают свои страницы фрагментами информации, удобными для беглого просмотра. Недавно в дебрях Интернета я наткнулась на интересную статью, вот выдержки из неё: "Сергей Брин и Ларри Пейдж, одаренные молодые люди, которые основали Google во время обучения в докторантуре на факультете вычислительной техники Стэнфордского университета, часто говорят о том, что хотели бы превратить свой поисковик в искусственный интеллект, машину, подобную ХЭЛу, которую можно будет подсоединять напрямую к их мозгу.
"Идеальный поисковик — это нечто, не уступающее в уме людям — или даже умнее, — сказал Пейдж в одном из выступлений несколько лет назад. — Для нас работа над поиском означает работу над искусственным интеллектом". Брин в интервью Newsweek, которое он дал в 2004 году, заявил: "Безусловно, для всех было бы лучше, если бы вся информация мира была напрямую подсоединена к Вашему мозгу, или искусственному мозгу, который был бы мощнее Вашего". В прошлом году Пейдж сказал на научной конференции, что Google действительно пытается создать искусственный интеллект, причем хочет сделать это с размахом".
Эта информация заставляет сильно задуматься над вышесказанным.
Снежана Ларина
Комментарии (0)
Добавить комментарий