ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ГЕНЕРАЛА ЕФРЕМОВА

Есть сведения о том, что немецкий офицер, руководивший похоронами генерала Ефремова, сказал, обращаясь к немецким солдатам: «Солдаты! Вы должны сражаться за великую Германию так же, как воевал за Россию генерал М.Г. Ефремов!» Это ли не высшая оценка тому, как выполнили свой воинский долг, сражаясь более двух с половиной месяцев в окружении, доблестные бойцы и командиры соединений и частей 33-й армии во главе с ее командармом!
На следующий день житель д. Слободка А.Н. Буйнов увеличительным стеклом выжег на фанерной дощечке надпись: «Здесь похоронен командующий 33 армией генерал-лейтенант М.Г. ЕФРЕМОВ. Пал в бою 19 апреля 1942 года» – и установил на ее могиле. Немецкий комендант не противился этому. В таком виде могила генерала Ефремова и была обнаружена советскими воинами, освободившими д. Слободку в марте 1943 года.
Несмотря на то что после 19 апреля 1942 года активные боевые действия в районе, где действовали окруженные ефремовские части, уже не велись, войска 43-й и 49-й армий еще некоторое время продолжали вести наступление в указанном им направлении, однако по-прежнему безрезультатно. Разведгруппы различных частей и соединений, а также штаба фронта принимали энергичные меры по розыску генерала Ефремова.
Из оперативной сводки штаба Западного фронта № 222 к 20.00 20.04.42 г.:
«…Положение выходящих с боем из окружения частей западной группировки и местонахождение командарма 33 генерала ЕФРЕМОВА точно не установлено.
Утром 20.04 в полосе выхода частей западной группировки к фронту 43 АРМИИ сброшены с самолетов два радиста: один в районе БУСЛАВА, второй – районе лес сев. зап. НОВ. МИХАЙЛОВКА. С обоими установлена связь1. Первый радист (радистка) в районе МАЛ. БОСЛАВКА встретила группу бойцов и командиров из состава 33 АРМИИ. Обстоятельства уточняются. В полосе 43 АРМИИ вышли три человека из состава 160 СД…»2.
Десантировавшаяся в ночь с 19 на 20 апреля 1942 года севернее д. Малая Бославка радистка Мария Козлова случайно оказалась в районе местонахождения подразделений 1292-го сп 113-й сд старшего лейтенанта И.С. Степченко. В своей первой шифротелеграмме она сообщила о том, что по имеющимся данным генерал Ефремов 19 апреля находился в районе д. Дегтянки. Если командование 1292-го сп имело такие сведения, значит кто-то из группы генерала Ефремова смог уцелеть в ходе боя в районе д. Дегтянки и затем уже рассказал об этом кому-то из командования полка.
Из разговора по прямому проводу офицера оперативного отдела штаба 33-й армии майора В.И. Кондырева с одним из офицеров штаба Западного фронта:
«13.20.  21.4.42.
В 9.45 нами получена радиограмма, передаю.
«КАРТА 100 000.
НАХОЖУСЬ КООРДИНАТЫ КАРТЫ 8 ЭШ. ШИФРОМ.
СБРОСЬТЕ ПРОДУКТЫ 500 ЧЕЛОВЕК И МЕДИКАМЕНТОВ. ДВИГАЮСЬ НА ЮХНОВ.
УСТАНОВИЛА – КОМАНДУЮЩИЙ 19.4 НАХОДИЛСЯ ЛЕС 82-22 (РАСШИФРОВКА КООРДИНАТ – РАЙОН ДЕГТЯНКА – ТАРАСОВ).
КОМАНДИРЫ 1292, 1288».
Офицер штаба Западного фронта: «ВСЕ В ЭТОЙ РАДИОГРАММЕ НАМ ЯСНО, КРОМЕ КООРДИНАТ 8 ЭШ.
НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ ДАВАЛИСЬ ЛИ ЕЙ ТАКИЕ КООРДИНАТЫ И ЧТО ОНИ ОЗНАЧАЮТ?»
Майор В.И. Кондырев: «КООРДИНАТЫ БЫЛИ ДАНЫ ГЕНЕРАЛУ ПСУРЦЕВУ.
УКАЗАННЫЕ КОЗЛОВОЙ КООРДИНАТЫ ОЗНАЧАЮТ НОВ. МИХАЙЛОВКА. ИЗВЕСТНО, ЧТО ОНА СПУСТИЛАСЬ В ЛЕС СЕВ. ЗАП. ЭТОГО ПУНКТА.
БЕССПОРНО, ЧТО УКАЗАННЫЙ ОТРЯД, С КОТОРЫМ КОЗЛОВА СВЯЗАЛАСЬ, НАХОДИТСЯ В ЭТОМ РАЙОНЕ».
Офицер штаба Западного фронта: «ВСЕ. ХОРОШО»3.
Продолжение следует
Владимир Мельников

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий