О БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЬЯХ

 Публикуя в предыдущем номере материал о завещании Ивана Калиты, мы не могли не коснуться и духовной грамоты Дмитрия Донского, который вслед за своим славным дедом, его старшим сыном Симеоном Гордым и своим отцом Иваном Красным продолжал расширение границ  Московского княжества. Для наших земляков, любителей старины,  заметим, что кроме упомянутых Калитой и  Иваном Красным в духовных грамотах территорий: Фоминского, Суходола, сельца Афиньевское (Афинеево), сёл Каменичское (Каменское), Рюховское (Ерюхино) – в завещании Донского под 1389 годом встречаем: Вышегород (на Протве), Плеснь (Плесенское), отъездные волости Верея, Рудь (Руть), и починок Митяя (Митяево) на реке Протве, которые  ныне все входят в земли Наро-Фоминского района. Но это так, между прочим, для общего сведения. А тема нашего очерка посвящена благоверным князьям Дмитрию Донскому и его двоюродному брату Владимиру Андреевичу, князю Боровскому и Серпуховскому – героям Куликовской битвы. Следует сказать, что отмечая большие заслуги Дмитрия Ивановича в становлении русского государства, строгую и праведную жизнь, подвиг, совершённый им на Куликовом поле, Русская православная церковь канонизировала князя, причислив его к лику православных святых. Вопрос канонизации Дмитрия Донского впервые  прозвучал в Определении Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 г. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых. Одновременно в церковный календарь как местное празднование были внесены дни памяти Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского, а вместе с ним преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби – известных в русской истории радонежских монахов – воинов, участвовавших в Куликовской битве. Тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен и преподобный Нектарий, который в канун Куликовской битвы принёс грамоту Сергия Радонежского со словами ободрения великому князю Московскому и Владимирскому Дмитрию Ивановичу, а также всему русскому воинству, приготовленному к битве на реке Непрядве. После этих событий 3 июня 1987 года, по благословлению Святейшего Патриарха Пимена, было установлено празднование соборной памяти Всех святых, в земле Тульской просиявших.   

Поскольку Куликово поле находится в Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были включены в соборную память. Тогда же было установлено местное празднование в Тульской епархии благоверному великому князю Дмитрию Донскому, святым воинам-монахам Александру и Андрею, с наименованием их обоих уже не преподобными, а преподобномучениками. Также местное празднование было установлено и прославленному   святому благоверному князю Владимиру Серпуховскому и «всем святым воинам-мученикам на Куликовом поле живот свой положившим».
В год празднования тысячелетия Крещения Руси на Поместном Соборе, проходившем 6 – 8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за её многовековую историю и благоговейно чтимых церковным народом. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен уже к тому времени местночтимый в Москве в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре великий князь Дмитрий Донской. Память ему определено было совершать 19 мая/1 июня – в день его кончины. Собор одобрил для богослужебного употребления тропарь и кондак святому и благословил составление ему особой службы, которая была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе Синодальной Богослужебной комиссией 6 октября 1999 г. 
Вместе с почитанием в Москве великого князя Дмитрия в Серпухове складывалось почитание его двоюродного брата Владимира Андреевича, получившего за отвагу и мужество, проявленное в Куликовской битве, прозвание Храбрый. Это почитание осталось в значительной степени всего лишь местным, и поэтому сам он относится к местночтимым святым. Благоверный князь Владимир и ныне почитается жителями Серпухова не только как герой Куликовской битвы, но и как Святой заступник города и его небесный покровитель. В 1378 г. от великого князя Дмитрия Ивановича князь Владимир Андреевич получает в удел Боровск, и с этого времени становится Боровско – Серпуховским князем. В Боровске он получает весть о приближении войск Мамая к русским границам. И именно отсюда он со своим полком движется к Москве, а затем направляется на южный рубеж к Коломне. Его путь, безусловно, пролегал  через Фоминское – нынешний Наро-Фоминск – по так называемому Боровскому тракту, поскольку иной дороги к Москве из Боровска в то время ещё не было. Вместе с полком Владимира Андреевича двигался из Боровска и воевода Боброк-Волынский – другой известный в истории почитаемый герой и участник Куликовской битвы. Нынешние боровчане относят его к своим землякам. От Боброка-Волынского берёт своё начало древний боярский род Волынских. Одним из представителей которого был  премьер-министр Артемий Петрович Волынский, казнённый  из-за интриг Бирона в 1740 г. О нем мы писали в  очерке «О загадке кабинет-министра Волынского» № 48 (471) от 02.12.2014 г., сохранённом в электронном архиве газеты «Центр Города». 
Вот, пожалуй, и всё, что мы хотели рассказать нашим читателям из истории почитания РПЦ благоверных князей Дмитрия Донского и Владимира Храброго.   

Из истории РПЦ, по материалам Н.Е Ратникова, к.и.н. О.В. Розина, опубликованным  научно-издательским экспертным центром «Наука и Слово», и по материалам боровских краеведов подготовил
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий