Последний бой генерала Ефремова

 Во многом «благодаря» интернету, обстоятельства гибели группы генерала Ефремова и его лично в последние годы обросли различными надуманными, «сенсационными» фактами. Причем многие из них в основном связаны с тем, что рядом с Михаилом Григорьевичем весь период боев в окружении находилась женщина, которую он якобы в пылу ревности застрелил. На самом деле все было совсем иначе. 

Это довольно деликатная тема, однако необходимость остановиться на ней продиктована в первую очередь тем, чтобы снять все вопросы, касающиеся обстоятельств гибели командующего 33-й армией генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова, к тому же подобных примеров история Великой Отечественной войны хранит не так уж и много.
Ситуация заключается в следующем. Задолго до войны Михаил Григорьевич Ефремов развелся со своей женой Сергейчевой Елизаветой  Васильевной и был холостым человеком, так и не обретя себе верного спутника жизни. В конце 1941 г., во время боев под Наро-Фоминском, он познакомился с Еленой Дмитриевной Снегиревой, которая работала в столовой армейского военторга, обслуживая командиров и политработников штаба армии. Е.Д. Снегирева родилась в 1920 или 1921 г. в д. Гайдуки, Спас-Деменского района, Калужской области1
Елена Дмитриевна была поваром (а не связистом, как пишут многие «знатоки» этой темы), и когда под Вязьму убыла оперативная группа штаба армии, то она оказалась в составе отряда работников военторга, который был туда откомандирован тылом армии. Несколько месяцев нахождения в окружении сблизили Михаила Григорьевича и Елену Дмитриевну. Накануне прорыва из окружения между ними состоялся откровенный разговор, в ходе которого они приняли совместное решение, что если ситуация сложится таким образом, что плен будет неминуем, то они вместе уйдут из жизни. Наверное, они стали бы прекрасной парой, но злой рок распорядился иначе.
По воспоминаниям очевидцев, когда уже ближе к вечеру 19 апреля 1942 г. генерал М.Г. Ефремов получил тяжелое ранение и лишился возможности свободно двигаться, то он еще некоторое время передвигался с помощью находившихся рядом с ним бойцов и командиров. Шинель командарма несла постоянно находившаяся рядом с ним Елена Дмитриевна. Этот факт запомнили все, кому было суждено остаться впоследствии в живых. То, что Михаил Григорьевич, несмотря на тяжелейшее ранение, еще некоторое время передвигался, пусть и с посторонней помощью, подтвердила судебно-медицинская экспертиза его тела, проведенная в апреле 1943 г.
Однако каждый шаг давался командарму с неимоверной болью. Понимая, что так он может потерять сознание и оказаться во вражеском плену, генерал М.Г. Ефремов, по всей видимости, и принял решение уйти из жизни, застрелившись из личного оружия. В минуту небольшого затишья Михаил Григорьевич собрал командиров, находившихся рядом с ним на небольшой поляне. Ему помогли сесть, прислонив спиной к многолетней сосне. Рядом расположились Е.Д. Снегирева, Д.Е. Камбург, ряд других штабных командиров и политработников. Анатолий Николаевич Сизов находился всего в нескольких метрах поодаль и хорошо видел происходившее.
Михаил Григорьевич сказал рядом расположившимся офицерам о своем решении и спустя некоторое время достал пистолет. Первый выстрел произвел в Елену Дмитриевну, а вторым выстрелил себе в правый висок2. Несколько командиров, находившихся рядом с ним, также покончили жизнь самоубийством из личного оружия. Однако судьбе было угодно так, что пуля, выпущенная, по всей видимости, уже терявшим сознание командармом, прошла на сантиметр выше сердца, и Елена Дмитриевна чудом осталась жива. После боя всех раненых, найденных в лесу, где группа генерала Ефремова приняла свой последний бой, командование противника отправило в импровизированный госпиталь для раненых советских бойцов и командиров, находившийся в д. Климов Завод. По рассказам очевидцев, Елену Дмитриевну выходили и после излечения отпустили, приняв за гражданское лицо, что, впрочем, так и было. Немцы просто не знали, кто она была на самом деле. 
Продолжение следует.
Владимир Мельников
 

1 Попытка, предпринятая десять лет назад, найти в деревне кого-нибудь из местных жителей, кто бы знал ее, не увенчалась успехом. В последнее время появились сведения о том, что ее родная сестра некоторое время проживала в населенном пункте Угодский Завод (ныне г. Жуков). Прим. автора.
2 Если верить А.Н. Сизову, в руке генерала М.Г. Ефремова был небольшой пистолет, возможно, Тульский пистолет системы Коровина, образца 1926 года (ТК), калибр 6,35 мм. Однако в акте судебно-медицинского вскрытия трупа М.Г. Ефремова говорится о том, что «рана круглой формы, диаметром около 7,5 мм». Подобное свидетельствует о том, что выстрел, скорее всего, был сделан из револьвера системы Наган или пистолета ТТ, калибр которых составляет 7,62 мм. Прим. автора.
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (1)

Никита
07.02.2020 15:28
Здравствуйте. Пишите про Ефремова а на фото нач.особого отдела 33 армии Камбург

Добавить комментарий