Завещание Ивана Калиты

 Завещание, или духовная грамота великого князя московского Ивана Калиты (1283–1340) составляет в себе очень важную культурно-историческую ценность. Прежде всего, с неё начиналось документальное прошлое Москвы и Подмосковья, часть которого занимает и наш современный Наро-Фоминский район. Калита правил Москвой с 1325 по 1340 годы, и в период этого правления им перед отъездом в Орду было составлено два духовных завещания. По мнению некоторых исследователей истории Москвы, они были изданы в 1336-1339 годах. Историк М.Н.Тихомиров (1893-1965), академик и крупнейший московед, в своей книге «Древняя Москва XII-XVвв», на её страницах дающий характеристику правления Ивана Калиты, не пишет, когда эти грамоты вышли в свет. В свою очередь, архимандрит Леонид Кавелин (1822-1891), на труды которого мы также опираемся в своих краеведческих исследованиях, в книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении», изданной синодальной типографией в 1878 г., на первой странице пишет, что духовною грамоту Ивана Калиты «обыкновенно относят к 1328-1331 годам». Конечно, может показаться странным, почему Михаил Николаевич Тихомиров в своей работе о древней Москве не ссылался на него как на авторитетнейшего историка своего времени. Несомненно, сам Тихомиров не мог быть незнаком с книгой Леонида Кавелина, изданной за 15 лет до его рождения. Но объяснение этому даёт, видимо, само время борьбы и противостояния советской власти в период сталинских репрессий с церковью. Найти книги М.Т. Тихомирова по истории Москвы XII-XV веков и средневековой России не представляется сложным, их можно найти в публичной библиотеке или на книжных развалах столицы. Ну, а книгу архимандрита Леонида Кавелина «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» наш читатель и исследователь истории Подмосковья может встретить на «Книжной полке» историко-краеведческого сайта Наро-Фоминского района «Боровский тракт». О том, что духовная грамота Ивана Калиты написана в 1328 г. и напечатана «В собрании государственных грамот и договоров»,Т.I №22, сообщает нам и«Хрестоматия по истории СССР». Т.I., составленная В.Лебедевым с группой авторов, которая была издана в Москве в 1940-м году. Мы в своём краеведческом исследовании придерживаемся такой же установленной историками даты. «Ну, а чем интересно завещание Ивана Калиты?» – может спросить нас неискушённый в истории читатель. Заметим, что благодаря лишь этому документу мы имеем сведения о принадлежащих Калите владениях, доставшихся ему от отца и приобретённых им самим в пределах московского княжества. Среди них упомянуты волости, сёла, деревни и так далее, определён порядок распределения их членам княжеского дома, порядок хозяйственного управления, а главное – закладывалась правовая норма престолонаследия и последующая традиция управления княжеством после смерти великого князя. Правда, Василий I, праправнук Калиты, первый её и нарушил, предоставив наследовать княжеским домом своему сыну, а не оставшемуся в живых брату Юрию Дмитриевичу. В завещании Ивана Калиты мы встречаем названия 37-и сёл московского княжества, среди которых сёла Рюховское и Каменское на реке Наре. Как известно, к сёлам относились населённые пункты, в которых была церковь, к сельцу относились селения, где размещался дом помещика, а деревня состояла лишь из одних крестьянских изб. В Каменске стоит самая древняя в Подмосковье каменная Никольская церковь. Крупный в своё время историк и архитектор, исследователь древнерусского церковного зодчества Б.Л. Альтшуллер (1926-1998), участвуя вместе с историком и археологом М.Х. Алешковским (1933-1974) в масштабных археологических исследованиях этого храма, определили, что возведён он был первоначально каменным, относя начало строительства ко второй половине XIV века. Но, как видим и о чём писали ранее на страницах газеты«Центр города» в очерке «Никольский храм в селе Каменском»№50 (421) от 18.12. 2013 г., как раз в день рождения автора этих строк, сам этот храм был возведён не во второй, а в первой половине XIVвека, то есть при Иване Калите, а может, и ранее. Церковь в селе Рюховское, видимо, исчезла в Смутное время и в истории не упоминается, исчезло и само это село, а напротив него, через речку Нару, расположилась деревня Ерюхино, существующая по настоящее время. В завещании Ивана Калиты мы встречаем первое упоминание о Фоминском, Суходоле и сельце на Масе, купленном у Афинея, которые вместе с другими владениями достались его сыну Ивану, будущему великому князю Ивану Красному, отцу Дмитрия Донского. В духовной грамоте Ивана Красного сельцо, купленное Калитой у Афинея, записано как Афиньевское, то есть нынешнее Афинеево с расположенным в нём храмом Усекновения Главы Иоанна Предтечи.Об историческом прошлом Афинеево мы также ранее писали и не будем на этом останавливаться и повторяться. Каким статусом обладало Фоминское и Суходол в те времена, Калита в своём завещании не указывает, и только в духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 г.встречаем, что Фоминское, Суходол с Ыстию, с Истервую, Вышгород, Плеснь были Звенигородскими волостями.В древнерусском праве к волостям относили территории и земли небольших удельных княжеств. Из Фоминского образовался Наро-Фоминск, о чём пишет и Леонид Кавелин. Суходол с реками Истью и Истермой превратились в Суходольский стан Боровского уезда, а позднее из него образовалась Рождественская волость, вошедшая в 1918 г. в состав образованного Наро-Фоминского уезда. Плеснь – это не что иное, как нынешнее Плесенское. Ну, а Вышгород – это посёлок на Протве. Таким образом, все эти селения, впервые упомянутые в завещаниях Ивана Калиты, его сына Ивана Красного и Дмитрия Донского, составляют общую историю нашего Наро-Фоминского района, хранящуюся в Российском государственном архиве древних актов.

Валерий Ипатов

 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий