ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ГЕНЕРАЛА ЕФРЕМОВА

Из документов оперативного отдела штаба 33-й армии: «Авиация армии 16.04.1942 года из-за непригодности аэродрома не работает. Производили ночные вылеты, но безрезультатно. Истребители фронта работают на прикрытие вероятного района нахождения ЕФРЕМОВА.
В 5.30 16.04 вылетел самолет связи У-2 для определения места установления связи, но до сих пор не вернулся. Радиостанция армии и 222 СД работает на прием на волне ЕФРЕМОВА с периодическими вызовами. Дополнительно выброшена мощная радиостанция РСБ в передовые части 43-й армии. Связь с ЕФРЕМОВЫМ не установлена.
13.00 16.04.1942 года. М-ор КОНДЫРЕВ ШТАРМ – 33»1.
Трое суток генерал Ефремов, теряя людей, пытался найти брешь в обороне противника, но все безуспешно, и тогда, отведя после очередной неудавшейся попытки прорыва вражеской обороны остатки группы назад в лес, генерал М.Г. Ефремов решил вновь попытать счастье в районе д. Горнево.
По воспоминания командиров и красноармейцев, именно с вечера 17 апреля 1942 года прорыв стал осуществляться мелкими группами от 5-10 до 30-40 человек. Было ли на это распоряжение командарма или подобное стало следствием жеста отчаяния обезумевших от многодневных боев без сна и питания людей - неизвестно. Известно только то, что единого руководства всеми группами уже не было.
К этому времени оставалась одна большая группа, состоявшая примерно из 400-500 человек, которую лично возглавлял генерал-лейтенант М.Г. Ефремов. Не менее половины группы составляли командиры и политработники разного звена, костяком ее являлась оперативная группа штаба армии. Таким образом, та часть окруженной группировки войск 33-й армии, которой удалось с боем прорваться через дорогу Беляево – Буслава, как единое целое перестала существовать.
В близлежащих лесах находились десятки небольших групп, которые действовали на свой риск и страх. Иногда красноармейцы начинали бой в составе одной группы, а в конце боя оказывались совсем в другой. Вместе с тем надо отметить парадоксальность ситуации, которая сложилась в тот период времени. По воспоминаниям оставшихся в живых, имелось немало случаев, когда красноармейцы, объединяясь в группу для выхода из окружения, не принимали в ее состав своих же командиров, как это ни странно звучит. Нередкими были случаи, когда группами руководили младшие офицеры, а старшие состояли у них в подчинении.
Например, ответственный секретарь дивизионной партийной комиссии 160-й сд старший батальонный комиссар Кривошеев, докладывая о том, как ему удалось выйти из окружения, в своем объяснении пишет:
«…В лесу южнее КОЛОДЕЗИ встретил батальонного комиссара НОВИКОВА и ст. л-та БАДАЕВА с группой в 11 чел., присоединился к ним. Группу возглавил ст. л-т БАДАЕВ и вывел ее на БОЧАРОВО…»2.
За многие годы, прошедшие после Великой Отечественной войны, нас приучили смотреть на войну только посредством ведения боевых действий войск, да и то, как правило, в ее победные периоды, и мы часто совсем не задумывались о том, что все командиры и бойцы - это, прежде всего, обычные люди. А людям присущи не только сильные черты характера, но и слабые. Мы сначала скрывали все негативное, что было в годы войны, потом замалчивали, считая, что это может обидеть чувства этих людей и их родственников, постоянно отодвигая на более позднее время рассказ всей правды о том трагическом времени. Но обо всех этих недостатках надо обязательно говорить и писать.
Под недостатками автор имеет в виду и бесталанность наших некоторых военачальников, и бестолковость части командного состава, который просто не соответствовал занимаемым должностям, и слабую обученность рядового состава, и природную нелюбовь к дисциплине во всех ее проявлениях, и многое другое – всего не перечтешь. И говорить об этом надо не для того, чтобы облить себя грязью, а для того, чтобы знать и понимать, что не все было так хорошо, как говорится в наших фильмах и книгах недалекого прошлого. Для того чтобы быть готовым к любому развитию событий, а не только к тому, что все, как один, встанут на защиту Отечества и будут защищать его до последней капли своей крови. Откуда тогда сотни тысяч предателей и перебежчиков? И дело совсем не в морали и воспитании, этого в стране Советов как раз было в достатке, и то коэффициент полезного действия этой работы в целом оказался не особенно высок. Есть еще нечто такое в душе и морально-психологическом состоянии человека, что незримо присутствует в нем всегда, но в одной обстановке на поверхность выходят самые высокие человеческие качества, а в минуты слабости -  иногда даже совсем неожиданно, под действием какого-то внутреннего голоса, получают развитие самые низменные черты характера. И самое негативное влияние на ход и исход ведения боевых действий в любых условиях обстановки оказывал именно невысокий уровень воинской дисциплины. Хотя сейчас, и особенно в предыдущие годы, очень часто можно было слышать о том, что наша армия была примером в этом отношении. Это далеко не так. Да, наш народ и его армия не только защитили свою Родину, но и спасли всю Европу, но примеров негативного поведения бойцов и командиров предостаточно, и не стали в этом исключением события, связанные с прорывом западной группировки 33-й армии из окружения.  
Подвиг, совершенный бойцами и командирами 33-й армии, как и всего нашего народа и его воинов в годы Великой Отечественной войны, абсолютно не нуждается в каких-либо праздничных выдумках и приукрашиваниях. От этого он только приобретает налет никому не нужной сказочности и недостоверности, что, в конечном счете, обесценивает его, порождая неверие в события, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. А все потому, что десятилетия после войны в официальных средствах информации, и в первую очередь в периодической печати, было очень много явной лжи и лицемерия. А ведь тогда жили миллионы людей, сражавшихся в годы войны в составе действующей армии, уж они-то знали, как все было на войне: дешевой и недостоверной информацией их было не провести. Поэтому в нашей стране любимыми фильмами и книгами советских людей были «Живые и мертвые» К. Симонова, «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» М. Шолохова, отнюдь не пафосные произведения о наших победах. Это были рассказы о тяжелых и суровых буднях войны, чего было намного больше, чем выдуманных побед и достижений, оплаченных неимоверной ценой потерь.
1 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 177, л. 13.

2 ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 177, л. 152.
Подчеркнуто автором.

Продолжение следует
Владимир Мельников


[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий