О ГОВОРЕ КРЕСТЬЯН ВЕРЕЙСКОГО УЕЗДА

 На протяжении пяти лет подряд, с апреля 2010 года и по настоящее время, мы  еженедельно рассказываем своим читателям в рубриках «Летопись» и «История», открытых нашей газетой, о прошлом Наро-Фоминского района. При этом  в своих краеведческих исследованиях используем редкие и малоизвестные источники XVI – XX вв., выложенные для всеобщего пользования на «Книжной полке» историко-краеведческого сайта Наро-Фоминского района «Боровский тракт». За  более чем  пятилетний   период газетами «Центр Города» и «Центр Города плюс» было опубликовано свыше 240 краеведческий очерков.  Именно в них впервые был опубликован «Архив Дюмулена», а выложенные из него фотографии старого Наро-Фоминска с усадьбой князей Щербатовых, железнодорожным и автомобильным мостами через  Нару, видом реки  и Никольского  храма конца XIX века, наро-фоминской фабрики  товарищества Эмиля Цинделя, стали  широко использоваться в Интернете,  на информационном портале истории города.  Мы первыми на основе источников обосновали утверждение краеведов, что Фоминское, прародитель современного Наро-Фоминска, получило статус села лишь с возведением в нём в 1654 году князем Яковом Семёновичем Барятинским деревянной Никольской церкви на речке Гвозне (Гвоздне), притока Нары, как раз на месте принадлежащей его деду, 

князю Петру Андреевичу  Барятинскому, вотчины. А своё двойное название село Наро-Фоминское  получило лишь после объединения сел Фоминское и деревни Нары (Малой Нары), которая образовалась из крепостных крестьян при  основании  помещиком Скуратовым   и его шурином Луниным в 1840 году  бумагопрядильной  фабрики.  А не «со дня первого письменного упоминания в «Духовной грамоте» Ивана Калиты сёл Фоминское и Нарское», которое  выложено на сайте Администрации Наро-Фоминского района в исторической справке. При этом вызывает недоумение, откуда авторы этих строк всё это взяли? Прежде Фоминское было просто волостью Звенигородского княжества, о чём сказано в Духовной грамоте Дмитрия Донского и описано архимандритом Леонидом (Кавелиным) (1822-1891) в его книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» 1878 года издания. До 1654 года, то есть возведения в Фоминском Никольской церкви, оно было простой деревней, принадлежащей князьям Барятинским, о  чём нам говорит Боровская и Верейская десятины известных архивистов конца XIX  в. братьев В.И. и Г.И. Холмогоровых. О селе Нара в этих источниках вообще ничего нет. К этому добавим, что селом называли лишь те поселения крестьян, в которых располагалась церковь. Сама же деревня Нара, или Малая Нара, как мы и пишем, появилась значительно позднее, и ничего общего с сёлами Фоминское и Нара, якобы упомянутых Иваном Калитой,  не имеют, так как сам его текст  перевран авторами сайта.    Странно и удивительно то, что об этом знают даже школьники, но почему-то не знают облачённые во власть большие тёти и дяди, с высшим образованием, рассказывающие о перспективах экономического развития Наро-Фоминского района. Стоит ли после этого упрекать нынешнюю молодёжь, которая якобы не ценит своего прошлого? При этом заметим, что, наверное, преждевременно рассказывать о будущем, если   ещё не сохранено его прошлое. На страницах нашей газеты мы впервые, благодаря писцовым книгам XVI века, рассказали об истории ряда церквей Наро-Фоминского района, включая и утерянные в период борьбы с ней безбожной властью, 
а также о дворянских усадьбах и их владельцах. Перечисление всего этого просто не даёт нам возможности рассказать о ещё одном, неведомом большинству наших читателей открытии – о диалекте, или народном говоре проживавших по Боровскому тракту в конце XIX – 
начале  XX веков крестьян.  Нам с большим трудом в Президентской библиотеке Санкт-Петербурга удалось найти книгу  В.И. Чернышёва «Народные говоры селений, расположенных от Боровска до Москвы по старому Московскому тракту», изданную в 1909 году Санкт-Петербургской типографией императорской Академии наук. Василий Ильич Чернышев (1866-1949) был известным русским и советским языковедом, в 1931 году – членом-корреспондентом Академии наук СССР.  В 1886 году Василий Ильич закончил Киржачскую учительскую семинарию и в 1886-1912 годах преподавал в сельских, уездных, городских училищах. Он был автором многих работ, посвященных лексикологии, диалектологии, орфографии, стилистике и методике преподавания русского языка.   Одной из таких работ и была книга В.И. Чернышёва о народном говоре проживавших по Боровскому тракту крестьян Верейского уезда.  В 1898 году он приступил к работе над ней, следуя пешком по дороге от Боровска к Москве, останавливаясь в каждой деревне и каждом селе. Он описывал в своём дневнике говор крестьян, с которыми по дороге встречался. Начинал он своё описание с деревни Митяево Рощинской волости Боровского уезда. За ней лежала той же волости деревня Кузьминка, затем следовало село Мальково Рождественской волости, затем Нара Фоминское Шаровской волости Верейского уезда, Ново-Фёдоровское Рудневской волости того же уезда. По Верейскому уезду дорога далее проходила через Кашарскую, Рудневскую, Петровскую волости и так далее, через Звенигородский уезд до самой Москвы.  В своих записях Василий Ильич давал характеристику: гласным, ударению, формам имён и местоимениям, глаголам, синтаксису и так далее. Сама книга больше всего представляет интерес для языковедов русского языка, которым её содержание вполне понятно. Ну а для простого читателя устроители историко-краеведческого сайта «Боровский тракт» для звукового и полного ощущения применяемого в прошлом говора крестьян создали  фильм, который выложен на страницах этого сайта. А саму книгу В.И. Чернышёва можно найти там же,  на  «Книжной полке» в электронной библиотеке. Авторы сайта «Боровский тракт» полагают, что сам фильм, да и книга Василия Ильича будут представлять интерес для изучающих  русский язык и его историю.   

Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий