Рождественская волость Наро-Фоминского уезда

Рождественская волость до своего объединения с образованным в 1918 г. Наро-Фоминским уездом являлась административно-территориальной единицей Боровского уезда Калужской губернии. История этой территории берёт своё начало с первого её упоминания в 1328 г. в Духовной грамоте Ивана Калиты под наименованием местности Суходол. Иван Калита завещал Суходол, Плеснь и Фоминьское, а вместе с ними. Ерюхино и Каменичское (Каменское) на реке Наре своему сыну Ивану Красному. От него они перешли Дмитрию Донскому, который в своей Духовной грамоте 1389 г. уже называет эти земли Звенигородскими волостями и среди них Фоминьское (Наро-Фоминск), Угож (Угодский Завод ныне Жуков), Суходол с Ыстию, с Истервую, Вышгород (на Протве), Плеснь (нынешнее Плесенское), которые вместе с рядом ещё великокняжеских земель и селений были завещаны Юрию Дмитриевичу -  князю Звенигородскому и Галицкому.  Князь Юрий Дмитриевич, третий сын Донского и его жены Евдокии Дмитриевны, получив в удел Галицкое (под Костромой) и Звенигородское (под Москвой) княжества, стал называться князем Звенигородским и Галицким. 
Следуя отцовским правилам престолонаследия, Донской завещал  великокняжеский стол своему второму сыну Василию I, при этом в своей Духовной грамоте указал: « А по грехом отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мои, ино тому сыну моему княж Васильев удел…». Этими строками завещания Дмитрий Донской говорит, что после смерти старшего сына Василия его удел должен быть передан старшему из оставшихся в живых братьев. А старшим братом после Василия был князь Юрий Дмитриевич. Но он нарушил завещание отца, завещав Московский великокняжеский стол после своей смерти своему девятилетнему сыну Василию II, прозванному в народе Василием Тёмным. Это привело к междоусобной войне между дядей Юрием Дмитриевичем и племянником Василием Тёмным, а затем и с его двоюродными братьями Дмитрием Юрьевичем (Шемякой) и Василием Юрьевичем (Косым), длившейся почти тридцать лет. В 1444 г. в Суходоле во владении Дмитрия Юрьевича, внука Дмитрия Донского, был основан Пафнутиев монастырь. Суходолом в прошлые времена называли не заливаемые весенним паводком земли в северной части Боровского уезда, на нынешних землях между реками Нарой и Протвой, то есть между Наро-Фоминским и Боровским районами. В правление Ивана Грозного эти земли входили  в Суходольский стан Боровского уезда. В XVIII – начале XX вв. он являлся субъектом Калужского наместничества, а затем и образованной на его основе одноимённой губернии. Упомянутые Иваном Калитой территории отошли: Плеснь или Плесенское к Вышегородскому стану Верейского уезда, Угож или Угодский Завод известен был своими железоделательными заводами на реке Истье, где бывал Пётр I. Ну а Рождественская волость Боровского уезда Калужской губернии образовалась из Суходольского стана, где в с. Рождествено возле  д.  Башкино в 1768 г. на речке Истье возвели прежде деревянную церковь Рождества Христова,  а затем и каменную, построенную в 1897 г. А.А. Недыхляевым. Земли Суходольского стана с расположенными на них селениями входили в вотчину Боровского Пафнутьева монастыря. Но при секуляризации церковных земель они из церковных были переведены в разряд казённых и находились уже под государственным управлением  эконом-коллегии. Из «Материалов дозора 1613-1614 годов», опубликованных в Москве в 1992 г. и составленных С.С. Ермолаевым по документам государственного архива древних актов (С. 98-99) , во владения Боровского Пафнутьева монастыря в Суходольском стане входили: с. Котово, а в нём храм Введения Пречистой  Богородицы, с приделом Николы Чудотворца да Ивана Богослова, Атепцево на реке Наре, а в нём храм Николы Чудотворца, деревянный и ветхий; д. Елагино, Мальково, Маслихино, Балабаново; погост Прогнани, а нём деревянный храм во имя Преображения Господа Нашего (он находился ниже по реке Наре от Каменского); пустошь Шиляково, что была д. Елагино. А вокруг этих селений располагались пашни, перелоги, лес хоромный (охраняемый), сенные покосы, пустоши по реке Наре. Как известно, Никольская церковь в Атепцево стараниями Чижова, владельца небольшой бумагоделательной фабрики при этом селе, и фабриканта Якунчикова в селе Наро-Фоминском была построена новая каменная Никольская церковь. Из прошлого самого Атепцево следует, что оно вместе с деревнями на р. Наре было подарено Боровскому Пафнутьеву монастырю их владельцем Андреем Щелкаловым – главой Посольского  приказа при Иване Грозном, о чём мы рассказывали читателям в нашем очерке «Из истории села Атепцево» № 15 (334) от 19. 04. 2012 г.  Церковь Введения Пречистой Богородицы после Отечественной войны 1812 г. из Котово была перенесена к д. Мальково Боровского уезда Суходольского стана, где на приграничной с Верейским уездом земле, принадлежащей владельцам села Фоминское,  на Боровском тракте и была установлена. Вероятно, это перенесение храма было связано с обращением крестьян Мальково и соседнего Фоминского, ввиду сожжённой  французами деревянной Никольской церкви у р. Гвоздни и Нары. Но с момента этого перенесения Введенская церковь в Котово более не упоминается, по крайней мере на военно-топографической карте Шуберта и Тучкова 1867-1901 гг. сведений о её существовании нет, но вместе с тем на ней же отражены пометы о существовании известных нам церквей в Атепцево и в Рождестве (Рождественское). Ну, а в Рождественскую волость, согласно «Списка населённых мест Калужской губернии», изданного в Калуге в 1914 году, кроме сёл Атепцево, Котово, Мальково, Покровки и их церковно-приходских школ, входили ещё 16 деревень, в которых всех вместе проживало: 2888 мужчин и 2933 женщины. А в самом Рождестве в то время располагались земское управление волостью и участок земского следователя.


Валерий Ипатов  

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий