Последний бой генерала Ефремова

 Оценив сложившуюся обстановку, генерал-лейтенант М.Г. Ефремов во второй половине 10 апреля отправил в адрес Военного совета Западного фронта шифротелеграмму следующего содержания:


«Тов. ЖУКОВУ, ХОХЛОВУ:
1. ОБСТАНОВКА СИЛЬНО УХУДШИЛАСЬ; ПРОТИВНИК УСИЛЕННО СТРЕМИТСЯ СЖАТЬ НАШЕ КОЛЬЦО.
2. С 13.00 10.04.1942 ГОДА ВРАГ БРОСИЛ НА СЖАТИЕ КОЛЬЦА ТАНКИ И ПЕХОТУ, НАЦЕЛИВ ИХ НА КАЖДЫЙ НАШ УКРЕПРАЙОН.
3. 4 ТАНКА И БОЛЕЕ СОТНИ ПЕХОТЫ НАМИ УНИЧТОЖЕНЫ.
4. ВЕДУ НАПРЯЖЕННЫЕ БОИ, БУДУЧИ ПРИЖАТ ПРОТИВНИКОМ К РЕКЕ УГРА НА ЛЕВОМ ФЛАНГЕ 338 СД. 113 СД ПРОТИВНИК ОТРЕЗАЕТ ОТ РЕКИ УГРЫ... 160 СД ВЕДЕТ БОЙ НА ПРЕЖНИХ РУБЕЖАХ. 
5. СТРЕМЛЮСЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБОРОНУ НА РЕКЕ УГРА. 
6. ПО ВАШЕЙ ШИФРОТЕЛЕГРАММЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ – СОБРАВ ВСЕ СИЛЫ ПРОБИВАТЬСЯ ЧЕРЕЗ ШПЫРЕВО, ЖОЛОБОВО, ДОРКИ И ДЕЙСТВОВАТЬ ДАЛЕЕ НА ФРОНТЕ БОЛЬШОЕ УСТЬЕ – ПАВЛОВО – КОРОЛЕВО.
7. ЭТИМ САМЫМ И БУДЕТ ПОМОГАТЬ 43 И 49 АРМИЯМ СОЕДИНИТЬСЯ С НАМИ.
8. К ЖАБО МЫ НЕ ПРОРВЕМСЯ, ТАК КАК НАС РАЗДЕЛЯЮТ ТАНКИ ВРАГА С ПЕХОТОЙ. 
9. ПРОШУ ВАШЕГО СКОРЕЙШЕГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНА, ПОКА ПРОТИВНИК НЕ РАЗГАДАЛ НАШ ЗАМЫСЕЛ.
ЕФРЕМОВ, ВЛАДИМИРОВ»1.

На что генерал армии Г.К. Жуков вскоре ответил:

«1. ПРОТИВНИК СТРЕМИТСЯ ВАС РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ЧАСТИ.
2. ОРГАНИЗУЙТЕ КРЕПКИЙ ЗАСЛОН ВСЕМ, ЧЕМ МОЖЕТЕ… 
3. ДОЛОЖИТЕ, НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ ЛИ БУДЕТ ОТВЕСТИ ГРУППУ ЗА РЕКУ УГРА В РАЙОН ФЕДОТКОВО, КУЗНЕЦОВКА, СИЗОВО, ГДЕ, ПРОРЫВАЯСЬ С ВОСТОКА, СЕВЕРА, ЗАПАДА ОТ РЕКИ УГРА, ЖДАТЬ ПОМОЩИ ИЛИ ПРОРЫВАТЬСЯ НАВСТРЕЧУ ГОЛУБЕВУ».

Взвесив все «за» и «против», генерал М.Г. Ефремов телеграфировал в штаб фронта:

«Тов. ЖУКОВУ, ХОХЛОВУ:
1. ПРИ СОЗДАВШЕЙСЯ КРАЙНЕ ТЯЖЕЛОЙ ОБСТАНОВКЕ ЖДАТЬ БОЛЬШЕ НЕВОЗМОЖНО.
2. ТЯЖЕЛЫЙ ВЫВОД ОЖИДАЕТСЯ, КРАЙНЕ ТЯЖЕЛЫЙ ВЫХОД, НО ЭТО ВСЕ, ЖЕ ЛУЧШЕ РАЗГРОМА. ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА БОЕВ В ОКРУЖЕНИИ ВОЙСКА СИЛЬНО ОБЕСКРОВЕЛИ…      
4. ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД, СЧИТАЮ, ДВИГАТЬСЯ НАВСТРЕЧУ 43 И 49 АРМИЯМ.
5. ЖДУ ВАШЕГО СКОРЕЙШЕГО РЕШЕНИЯ.
М. ЕФРЕМОВ, ВЛАДИМИРОВ. 
ДЕР. НАУМЕНКИ»2.

В первом часу ночи 11 апреля 1942 г. 
командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков отправил в адрес генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова шифротелеграмму:

«Тов. ЕФРЕМОВУ:
1. ГЛАВНЫЕ СИЛЫ СОБРАТЬ В РАЙОНЕ КРАСНОЕ, ЖОЛОБОВО, ШПЫРЕВО.
2. ОБОРОНУ ПОСТРОИТЬ НА ЗАПАД НА РЕКЕ УГРА, ПРОТИВНИКА ПОПЫТАТЬСЯ ОТБРОСИТЬ НА СЕВЕР ЗА РЕКУ УГРА.
3. ВЕДИТЕ РАЗВЕДКУ И ГОТОВЬТЕ УДАР НА СОЕДИНЕНИЕ С ГОЛУБЕВЫМ И ЗАХАРКИНЫМ.
ЖУКОВ»3.

Удовлетворенный тем, что Жуков все-таки согласился с его предложением, генерал М.Г. Ефремов отдал распоряжение командирам дивизий о планомерном отводе подчиненных им частей и подразделений в район Красное, Жолобово, Шпырево, откуда и планировалось начать прорыв на соединение с главными силами Западного фронта, действуя в общем направлении на восток. На основании директивы командующего Западным фронтом генерала армии Г.К. Жукова генерал-лейтенантом Ефремовым был отдан  приказ 
№ 027 на выход из окружения4.
Сосредоточившись в районе д. Шпырево, окруженные части генерала Ефремова в ночь с 13 на 14 апреля 1942 г. пошли на прорыв. Перенос времени прорыва из окружения на сутки был согласован с генералом армии Г.К. Жуковым. Причиной этому послужило то, что ряд частей 113-й и 160-й сд не успели вовремя занять исходное положение, т.к. были связаны боем с противником.
Появившиеся после войны предположения о том, что прорыв частей западной группировки 33-й армии с самого начала превратился в просачивание отдельных групп, абсолютно не соответствуют действительности. Откуда пошла гулять подобная информация по страницам книг и статей – неизвестно, но даже сын генерала Ефремова, Михаил Михайлович, в одной из своих статей, посвященных этим событиям, под названием «Под Вязьмой весной 1942 года», напечатанной в военно-историческом журнале в 1992 году, написал:
«С вечера 13 апреля всякая связь с Ефремовым теряется. Части группы разрозненными отрядами с 14 апреля начали пробиваться на восток. Как единое целое ударная группировка генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова прекратила свое существование»5.
В действительности все было иначе. Несмотря на то, что командиры с большим трудом смогли привести смертельно уставших бойцов и младших командиров в порядок, на первом этапе прорыва из окружения, вплоть до 17 апреля, остатки частей и подразделений западной группировки войск 33-й армии сражались с врагом как единый армейский организм, подчиняясь приказам командарма. И только уже после четырехдневных непрерывных боев с противником, в ходе которых окруженная группировка понесла большие потери, она стала действовать небольшими разобщенными отрядами и группами. Но даже в этих непростых условиях группа, которую лично возглавлял генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, до самого последнего момента была наиболее крупной среди всех по численности и действовала не по инерции, а в соответствии с определенным планом и волей командующего армией.

Продолжение следует.
Владимир Мельников 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий