Повесть о потерянном ЯКе

 Под Наро-Фоминском найден самолет, пропавший во время войны.

В 1941-1942 гг. во время Великой Отечественной войны в небе над Наро-Фоминском рев самолетов не утихал ни на секунду. Тогда шли ожесточенные бои за освобождение города. Сколько на самом деле здесь погибло советских летчиков (да и не только их), остается только гадать. Не так давно один из членов военно-исторического поискового отряда «Бумеранг» во время сбора грибов в лесу возле деревни Слизнево совершенно случайно набрел на место гибели советского самолета. 


18 марта 1942 г. 172 истребительный авиаполк теряет Як-7 с лётчиком. Пилот – старшина Латышев Дмитрий Иванович. В районе станции Мятлевская группа обстреляна своей зенитной артиллерией и одновременно атакована пятью немецкими самолетами Ме-109. 

Из донесений: «После первой атаки неизвестно куда делся на Як-7 старшина Лытышев».

 

Первое, что он сразу увидел, затопленную водой большую воронку, рядом торчали ржавые стойки шасси, далее при более детальном визуальном обследовании этого участка им были обнаружены педали, обломки авиадюрали, различные механизмы и патрубки.

Место падения самолета начали активно исследовать. На днях были найдены летный компас, габаритный фонарь, разбитая на несколько частей бронеспинка, фрагменты бортовых приборов и двигателя. 

«На одном из фрагментов черной краской через трафарет мы увидели набитый заводской номер самолета. К сожалению, полностью его не видно, но две цифры - это уже что-то для нас.  Также на одном из фрагментов двигателя запечатлён четко просматриваемый номер 135-117», – рассказывает командир ВИПО «Бумеранг» Михаил Алексеев. 


 

В соответствии с приказом от 4.03.1941 г., авиазавод № 301 в Москве должен приступить к изготовлению учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ. Московские заводы выпускали ЯКи с апреля по сентябрь 1941 г., т.е. до момента эвакуации, затем производство было возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске. В сентябре 1941 г. Константин Синельщиков предложил переделать учебно-тренировочный самолет в полноценный истребитель. В январе 1942 г. после выпуска 62 экземпляров самолет подвергся некоторым усовершенствованиям. Эта модификация была названа Як-7А. С января по май 1942 г. было выпущено 277 машин.


Далее  в результате изучения и сравнения узлов и агрегатов поисковикам удалось установить марку самолета – им оказался ЯК-7: «Очень много было характерных фрагментов Яковской силовой нервюры на узле навески шасси. У нас есть предположение, что это был один из ранних  учебных или боевых самолетов завода № 301 или самых первых завода № 153, т.к. на стойке шасси есть ушко для буксировки, а такие сняли с 15-й серии Як-7А. Если смотреть по мотору, то самый наиболее распространенный – это Як-7 – учебный двухместный самолет выпуска августа  1941 г. В итоге пришли к выводу, что это самолет ЯК-7А ранний, принадлежал 172 истребительному авиаполку. Выпускался заводами № 301 или более ранним заводом № 153, который был эвакуирован из Москвы в Новосибирск». 

Место падения  самолета находится рядом с линией обороны Красной Армии, возможно, летчик пытался максимально дотянуть машину до расположения наших войск,  чтобы не попасть в плен. В последующем поисковиками ВИПО «Бумеранг» будет вестись работа по установлению личности и судьбы пилота.


Елена Скрипко 

Фотографии предоставлены ВИПО «Бумеранг» 


 

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий