Истории о войне

 Очевидцы тех событий вспоминают…

Нелли Ивановна Дудченко – ветеран труда и узник Великой Отечественной войны. Когда началась война, ей было всего 7 лет.  Только окончив первый класс седьмой школы, маленькая девочка столкнулась с таким ужасом: «Когда все началось, мы были дома, – вспоминает Нелли Ивановна, – все ценные вещи (радиоприемники, статуэтки) попрятали в подпол, окошки досками забили. Папу сразу вызвали в Кубинку, там высадился немецкий десант».

Отца до конца войны семья так и не видела, только письма с фронта получали. Они бережно хранятся и по сей день. «Нас в семье было четверо детей, – продолжает свой рассказ наша героиня, – бабушка и мама сразу собрали нас и отправили к родственникам в Котово. Там было-то несколько домов, думали, немцы не заметят нас, мимо пройдут. Детей спрятали в погреб, но они нашли и погнали всех в Боровск. 

Немцев Нелли Ивановна называет исключительно «бродягами»: «Они, бродяги, собаками нас гнали. И собаки такие умные были. Пока мы шли ровно, они по сторонам бежали и никого не трогали. Чуть шаг в сторону сделаешь, сразу зубы скалили. В Боровске мы переночевали, и дальше нас погнали, до села Красного по Боровскому большаку».

В Красном семья прожила долго. Женщин заставляли дрова колоть и картошку чистить. Детей не трогали. «Один случай помню: я стояла у калитки, маму ждала - и немец идет мимо. Остановился напротив меня и смотрит, и я на него смотрю. Потом он достал шоколадку большую, отломил половину и мне дал, я взяла и в карман положила. Не все злые были, и хорошие люди попадались».

Еще Нелли Ивановна вспоминает случай, когда один немец показал фотографию, на которой семья его, жена и двое детишек. И говорит: «Я ни одного русского не убил, мы вообще воевать не хотим, нас заставили, а меня семья дома ждет». 

Когда семья Нелли Ивановны вернулась в Наро-Фоминск, город был разрушен, но дом их сохранился, и школа сохранилась. Детей сразу отправили учиться, мама стала работать на хлебозаводе: «Я пошла во второй класс и заболела малярией, в больнице два месяца лежала и на второй год осталась потом. А мама нам хлеб приносила с работы, иногда даже по полбуханки на всю семью, тяжелые были времена». В квартире, где жила семья нашей героини, останавливались немецкие солдаты, потом и наши бойцы жили. Отец же семейства писал письма с фронта, чтобы семье его помогли, жилье вернули. Сначала бабушка одну комнату заняла, потом и остальные вернули. Нелли Ивановна и по сей день в этой квартире живет.

Бабушка Нелли Ивановны после войны собирала списки тех нарофоминцев, что погибли во время войны. «Я помню толстенные тетради, – говорит героиня, – там и знакомые имена попадались. Они до сих пор лежат у меня в шкафу».

Спустя несколько лет маленькая Нелли встретила на улице старого солдата, и он рассказал ей историю, которую она с гордостью рассказывает до сих пор: «Наши бойцы никак не могли речку Нару перейти, все время их снайпер обстреливал. И днем и ночью пытались, и все никак не могли понять, откуда стреляет он. А потом увидели его, он на трубе шелкового комбината сидел, ему далеко все было видно. Мы трубу эту взорвали из пушки, и сразу наши на ту сторону повалили». 

Окончив 8 классов, Нелли Ивановна пошла работать на шелковый комбинат, где отработала ткачихой 30 лет, за что и получила звание героя труда. Еще героиня нашего рассказа работала в роддоме, кондуктором на автобусе, сборщицей на заводе деревянных игрушек, кладовщицей и закончила трудовой путь только в 76 лет. Вот какие люди живут рядом с нами. Обернитесь, и их увидите вы.

Алиса

 

ВОЛКОВА

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий