Солнечный субботний день, весело крича клаксонами, к памятнику латышским стрелкам одна за другой подъезжают шумные свадебные кортежи автомобилей. Из них вываливают брачующиеся (простите, брачащихся) со свитой и после быстрого возложения цветов приступают к распитию и пляскам.
Такую картину можно наблюдать практически возле всех "культовых" памятников наро-фоминского района, да и вообще по всей стране. С одной стороны — это правильно, надо отдавать дань нашим предкам, сложившим головы за Родину, но всегда есть "но". Как правило, эти памятники стоят на братских захоронениях и по сути являются кладбищами.
Веселиться на кладбище — это вроде не из христианства.
"Танцы на костях" весьма популярны в нашей стране. Вот хотя бы взять распространенные концерты, посвященные памяти тех или иных общественных и культурных деятелей. Люди, подавленные утратой уважаемого человека, послушно несут свои "кровные" в кассы, но вместо тихих поминальных мероприятий организуются пафосные "тусовки" с фальшивыми соболезнованиями и слезами. Ярким примером цинизма я считаю концерты, посвященные памяти Виктора Цоя. Он ушел из жизни в такой момент, когда власть предержащим нужно было срочно и без особых затрат добиться благосклонности рок-тусовки — активной части населения, "ждущей перемен". Эта часть электората была жизненно необходима для продвижения новых идей в меняющейся стране. Виктора практически канонизировали на государственном уровне. Во все городские и районные молодежные комитеты пришла разнарядка чтить поэта-бунтаря, в надежде заручиться поддержкой и одновременно откупиться от того самого активного электората, "ждущего перемен".
Мол, все хорошо, ребята, мы вас уважаем, кумира вашего чтим. Нет ничего более скверного, чем скорбь по расписанию, для галочки.
"Танцы на костях" у нас в стране происходят, скорее, от незнания или по привычке, а вот в дружественных нам заокеанских штатах подходят к этому вопросу намного серьезнее, с вековым бродвейским и голливудским опытом, подкрепленным коммерческой жилкой и деловой смекалкой. "Космическим" фарсом и цинизмом можно назвать шоу, организованное в Лос-Анджелесе после смерти Майкла Джексона. Ослепительное шоу возле покойного и миллионные прибыли от продажи билетов. На следующий день после той знаменитой вакханалии я общался с известным продюсером и журналистом Михаилом Козыревым. "Да это полный трэш! Они же пели возле гроба! Я не верил ни одному слову! Все срежиссировано от начала и до конца", — так он оценил "трогательную" церемонию, транслировавшуюся на весь Мир.
В штатах могут сделать праздник из всего: будь то свадьба или похороны. А смерть кумиров — это вообще отдельная история. Это просто золотое дно для правообладателей их творчества и журналистов. Стоимость минуты рекламного времени в новостях на телеканалах вырастает пропорционально увеличению продаж альбомов почившей звезды.
Размышляя насчет братских захоронений, прихожу к выводу, что правильно сделали эстонцы, перенеся знаменитый памятник в тихое место на окраине города. Меньше богохульства будет на могилах. И вообще, мертвые должны быть с мертвыми, а живые с живыми. Нам всегда не хватало уважения к предкам. Возможно, это обусловливается тем, что история нашей страны многократно переписывалась и переписывается, и теперь нельзя с уверенностью сказать, где правда, а где ложь. Что уж там говорить про историю в общем, если мы зачастую не знаем историю собственной семьи. Пока мы не научимся уважать своих предков, не будет уважения и к нам самим.
Владимир Еркович
Комментарии (0)
Добавить комментарий