ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В НАБЕРЕЖНОЙ СЛОБОДЕ

 Набережную Слободу, начиная с её прошлого, всегда ассоциируют с историей села Вышгород на реке Протве. Сам же Вышгород состоял из его городища, где располагалась сама крепость, являвшаяся центром города, и посада, то есть поселения, находившегося за его пределами. Вышгород впервые упомянут с 1352 г. в Никоновской летописи в связи с походом великого князя Московского Семёна Ивановича Гордого, старшего брата Дмитрия Донского, на Смоленск. Здесь Семён Гордый принимал послов великого Литовского князя Ольгерда Гедиминовича, с которыми был заключён мирный договор. Вероятно, что в то время от Вышгорода вверх по Протве до Вереи и Борисова проходила граница литовцев и Московского княжества, ведь сама Верея упомянута лишь в 1371 г. А вниз по реке, от Боровска и ниже, лежали рязанские земли. Таким образом, вышгородская крепость была на острие границ Литвы, Рязани и Москвы. В Вышгороде она представляла собой аналогию верейской, называемой в Верее кремлём. Расположена была на высокой Пыченской горе, окружаемой с двух сторон глубокими сходящимися друг с другом Пычинским и Поганским оврагами, на западной части которых для обеспечения их неприступности были устроены земляные валы, следы которых сохранились по сию пору. С восточной стороны крепости протекала Протва. Здесь в Вышгороде, ставшем волостным центром Верейского уезда, которым владел удельный князь Старицкий и Верейский Владимир Андреевич, бывал его двоюродный брат Иван Грозный, о чём мы рассказывали своим читателям в своих ранних краеведческих очерках. В Смутное время деревянные храмы в Вышгороде, которые как в Боровске, так и в Верее, безусловно, были, от пожарищ пострадали. Но несмотря на эти невзгоды, храмы Вышгорода продолжали отстраиваться вновь. В «Верейской десятине» братья Холмогоровы сообщают, что на городище в 1628 г. была построена Крестовоздвиженская церковь, а на посаде в 1662 г. на старом церковном месте была возведена церковь Пречистой Богородицы с приделом Козьмы и Дамиана. В 1659 г. на старом церковном месте была построена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Набережной слободе на р. Протве. Набережную слободу и сам Вышгород разделяет лишь Протва, через которую протягивается ныне узкий пешеходный мостик. А с Пыченской горы ныне виден, как на ладони, обновлённый купол церкви Успения Пресвятой Богородицы. В «Верейской десятине» находим былое внешнее и внутреннее описание её церковного убранства, которое приводим после стилистической обработки текста: « … церковь во имя пр. Богородицы Успения с приделом св.великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тёсом, а в церкви образа стоящие в красках: пресв. Богородицы Успения, Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Двери царские, столбцы и северные двери в красках. В алтаре на престоле Евангелие, крест благословляющий обложен медью, за престолом образ пр. Богородицы Одигитрии на красках, венец и гривна серебряные резные позолоченные, сосуды церковные оловянные». К этому от себя лишь добавлю, ссылаясь на сайт «Православные приходы и монастыри Севера», что означают слова «клетцки с трапезой». Клетцки — церковный фундамент (или нижняя часть церковного здания до полу) — состоял из положенных одно на другое брёвен в виде клетки, до сажени в вышину, так что для входа устраивалось высокое крытое парадное крыльцо, иногда с галереею около всей церкви. Указание на трапезу имеет особенный смысл. До конца XVII века в России трапезы при церквах имели важное значение. Иногда церковь устраивалась холодною, а трапеза — тёплою. Трапеза была местом собраний волостных людей для совета не только по делам церкви и прихода, но и по делам мирским, земским и государевым. В трапезе выбирали церковного старосту, считали его в церковных доходах и расходах; здесь можно было заявлять «миру» о всякой нужде, о пожаре, грабеже, воровстве и прочее. В 1693 г. по именному высочайшему указу вся Вышегородская волость Верейского уезда с деревнями и сёлами вместе с Угоцким и Истицким железоделательными заводами в Малоярославецком уезде «на урочные года» были отданы иноземцам Вахромею и Петру Меллер с матерью их вдовою Анною Вахромеевой женою Меллер после иноземца Ивана Акемы. Сам же Вышгород при Петре I утратил свой статус города, превратившись в село, ну а крепость пришла в запустение, разрастался лишь посад. В Набережной Слободе в июле 1725 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы сгорела, и с 1 сентября этого же года по прошению священника Филиппа Ефимова её начинают вновь отстраивать, а через два года в 1727 г. освящают. После иноземцев Вахромея и Петра Меллер 13 февраля 1751 г. высочайшим именным указом императрицы Елизаветы Петровны генерал-поручику графу Александру Ивановичу Шувалову (1710–1771) «за верную его службу в вечное и потомственное владение, без платежа и оброка, были переданы Истецкие и Угоцкие железные заводы в Ярославецком и Боровском уездах, а в Верейском уезде Вышегородская волость с крестьянами и со всеми угодьями». С 1775 г. Вышгород с сёлами и деревнями после умершего графа А. И. Шувалова перешли во владения его жены Екатерины Ивановны (1710–1790) и их единственной дочери Екатерины Александровны, жены действительного тайного советника графа Гаврилы Ивановича Головкина. В 1797 г. по заказу Е. А. Головкиной в Набережной Слободе и была построена ныне существующая каменная двухэтажная церковь (вверху престол был освящён во имя празднования Успения Пресвятой Богородицы, внизу — во имя мученицы Параскевы). Колокольня пристроена в XIX веке. В советское время храм был закрыт и подвергнут надругательству и разрушению. В настоящее время восстанавливается.

Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий