В ранее опубликованных нашей газетой очерках мы рассказывали своим читателям о прошлом села Вышгорода, да и самой Вышегородской волости Верейского уезда, территорию которой на топографических картах конца XIX века называли Шуваловщиной. Из справочника Карла Нистрема 1852 г. издания, землями Шуваловщины с сёлами и деревнями владели Шуваловы, из них самим селом Вышгород в середине XIX века владел граф Андрей Петрович Шувалов. Вместе с тем, из сведений о помещичьих имениях Московской губернии 1860 г., за селом Вышгород среди его владельцев уже указана другая фамилия — Скарятиных, которые, кроме самого этого села и села Благовещенского, владели ещё 27-ю деревнями. Сами же Шуваловы - всё из тех же сведений - кроме сёл Набережная Слобода, Спас-Косицы, Дуброво, Кутьменёво, владели ещё 16-ю деревнями, 2-мя сельцами и одной слободой с ласковым названием Милая. Сёла, ранее принадлежавшие Шуваловым, получили свой статус благодаря возведённым в них храмам, из которых Церковь Преображения Господня находилась в селе Спас-Косицах, Великомученика Димитрия Солунского – в селе Дуброво, об Кутьменёве сведений пока не нашлось. А в селе Вышгород в то время было две церкви: одна на его посаде, а другая на городище. Из них в «Верейской десятине» братья Холмогоровы указывают Крестовоздвиженскую церковь, которая была построена в 1628 г. в Вышгороде на городище, а церковь Святых Косьмы и Дамиана - на его посаде (т. е. за городом — пр. авт.) в 1662-м году. Холмогоровы сохранили и их описание 1667 г.: «...дворцовая Вышегородская волость на р. Протве, а в ней осыпь (т. е. вал — пр. авт.) на Пыченской горе с двух сторон … а кто тое осыпь делал и для чего и в которых годех , того, сказали старожильцы, не ведают. А в осыпи соборная церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в соборе образ Вознесения на золоте». Как пишет в своей книге «Г. Верея и храмы Наро-Фоминского района» протоиерей Олег Пэнэжко, развалины этого собора были уничтожены в 1960-х годах. Он же, ссылаясь на Холмогоровых, продолжает: «А на Посаде церковь Богородицы Положения Честныя Ея Ризы с приделом Козьмы и Дамиана деревяна клецки с трапезою». На самом Вышегородском городище в 1912 г. располагалась усадьба Шлиппе, о чём сообщали археологи, проводившие здесь в своё время раскопки. Ну, а следующее, принадлежавшее в 1860 г. Скарятиным село Благовещенское получило своё название от издавна стоявшей здесь деревянной церкви Благовещения. В 1896–1900 гг. уже новую каменную трёхпрестольную церковь по завещанию крестьянина Е. В. Наумова построил его брат И. В. Наумов. Из тех же сведений, упомянутых нами выше о помещичьих имениях Московской губернии, все земли Шуваловщины в Вышегородской волости, принадлежавшие Шуваловым и Скарятиным, находились у местных крестьян в оброке. Никто из крестьян не был дворовым, то есть обслуживающим усадьбу помещика. Впрочем, усадеб здесь и не было, а сами хозяева Шуваловщины жили за её пределами в Санкт-Петербурге или за границей. Шуваловы сдавали свои земли крепостным в оброк (аренду) и расплачивались за это деньгами или выращенными ими сельскохозяйственными продуктами. Такая форма хозяйствования приносила Шуваловым немалый доход. Верейский краевед Поспелов писал: «Только один граф Шувалов в результате реформы получил капитал в 380 тысяч рублей». Он, конечно, имел в виду послереформенный период 1861 г., когда отменили крепостное право, но, как видно из статистических данных, земля в оброк крестьянам Шуваловыми сдавалась и раньше. О том, что крестьяне Шуваловщины жили не бедно, говорит и строительство ими на этих землях каменных церквей в весьма далёких от уездного города Вереи местах, что было далеко не дешёвым делом. Из всего этого автору этих строк в своём заключении осталось лишь объяснить, какое отношение имели Скарятины к владениям Шуваловых и кем они собственно были в то время. Из упомянутого нами ранее справочника К. Нистрема, Андрей Петрович и его двоюродный брат Пётр Павлович Шуваловы были владельцами земель Вышегородской волости, но первый из них занимал большую её часть. Сам он являлся одним из многочисленных племянников Григория Петровича Шувалова, который стал католическим монахом и жил в Италии, чего, собственно, не одобряла вся большая родня Шуваловых. Его дочь Елена Григорьевна, живя за границей, тоже обратилась в католичество, но позднее возвратилась в православие и написала на французском языке подробный рассказ о религиозной одиссее своего отца. Видимо, в период 1852–1860 гг. ввиду прямого родства, она и стала владелицей Вышгорода, но подробностями этого автор этих строк не владеет. Елена Григорьевна Шувалова вышла замуж за Александра Яковлевича Скарятина, в то время русского консула в Неаполе. Отсюда и появилась фамилия помещиков Скарятиных как владельцев сёл Вышгорода и Благовещенского, с прилегаемыми к ним деревнями. Жили они за границей и, как другие владельцы Шуваловщины, в ней не бывали. Оба скончались — Александр Яковлевич в сентябре, а Елена Григорьевна в декабре - 1884 г. Но к этому следует добавить, что сам А. Я. Скарятин был отлично образован: занимаясь коллекционированием предметов искусства, собрал большую и очень редкую коллекцию нотных записей эпохи Возрождения. Она составляла 90 рукописных томов, которую после смерти отца в Россию увезла его дочь Скарятина Мария Дембская. Дворянский род Скарятиных в истории нашего Отечества берёт своё начало с XVI века. Отцом Александра Яковлевича был Яков Фёдорович Скарятин, который в истории России известен как участник цареубийства Павла I. Это он удавил его шарфом. При Александре I его отправили в отставку. Тем не менее, владея своими поместьями, он оставил после себя четверых весьма благополучных детей, среди которых был и Александр - консул в Неаполе. Все они внесли свой посильный и полезный вклад на алтарь нашего Отечества.
18.09.2014, №38(461)
О СКАРЯТИНЫХ, ВЛАДЕЛЬЦАХ ВЫШГОРОДА
Валерий Ипатов
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]
Комментарии (0)
Добавить комментарий