О человеке...

О человеке, подарившем друзьям Селигер.

Озеро Селигер, расположенное на стыке Тверской и Новгородской областей, является одним из главных природных сокровищ России. Первые упоминания о нём появляются в русских летописях двенадцатого века нашей эры. Прекрасно это место и зимой, и летом. Настоящим ценителем озера Селигер долгие годы являлся наш земляк Валентин Илларионович Баранов. Родился он в Наро-Фоминске в простой рабочей семье. Всю сознательную жизнь работал простым учителем физкультуры в Наро-Фоминской средней общеобразовательной школе № 3. Был жизнерадостным человеком, страстным сторонником здорового образа жизни и спорта, любителем туризма, рыбалки, байдарок, а главное — отдыха на Селигере, куда привлёк многих нарофоминцев.

Трудно поверить, но до четырёх лет Валентин Илларионович был практически обездвижен. Серьёзная болезнь заставляла мальчишку сидеть перед окном в казарме при наро-фоминской фабрике, где он жил вместе с родными. Окружающий мир он был вынужден воспринимать лишь через окно своей комнаты. Но однажды Валентину очень повезло. Он познакомился с человеком, который смог в буквальном смысле слова поставить его на ноги. Спасение принесли ежедневные упражнения. Здоровье удалось восстановить настолько, что даже служить нашего земляка призвали в элиту армии — воздушно-десантные войска. А затем спорт решено было превратить в профессию — Валентин поступил в педагогический институт на заочное отделение факультета физической культуры и спорта. Одновременно он стал учиться на курсах массажистов — настолько сильное впечатление произвели полученные в детстве уроки массажа. Целительную силу его рук позже узнали многие — не только нарофоминцы, но и жители деревни Залучье на Селигере. Люди видели чистоту помыслов этого человека, а поэтому и свои тайны открывали. Бабушки, например, рассказывали, какие травки нужно собирать для настоящего полезного чая, а мужики советовали, где лучше выбрать место для рыбалки, только для него и его друзей в деревне баню «по-чёрному», по-крестьянски топили («по-белому» селигерцам несвойственно).
Валентин влюбился в Селигер ещё в середины 70-х годов прошлого столетия. Тогда даже путной дороги не было до Залучья и деревни Березовский Рядок. С рюкзаками, наполненными провизией, палаткой и байдаркой, он и его жена Людмила, а иногда и множество друзей, добирались до Селигера на теплоходе. «Помню, был случай, достойный пера юмориста. Из судового репродуктора звучала песня: «На теплоходе музыка играет, а я одна стою на берегу…» Друг Валентина, пританцовывая, умудрился сесть не на свой теплоход. Бедолагу пришлось возвращать к пристани под смех пассажиров и ругань капитана судна», — вспоминает товарищ Валентина Илларионовича Валерий Юрьевич Ипатов.
«Он подарил нам Селигер, сделав жизнь интереснее», — говорят Валерий Ипатов и его супруга Марина (семьи Ипатовых и Барановых дружили более 20 лет). Многих друзей Валентин Илларионович пристрастил к отдыху у озера. Он с такой любовью описывал Селигер, что друзья, да и просто знакомые хотели видеть его собственными глазами. «Многие люди за эти годы побывали в гостях у Валентина на Селигере. Его небольшой домик на берегу деревни Березовский Рядок, неподалеку от церкви, появился гораздо позже, а сначала все приезжали на песчаный пляж Березовского плёса, где располагались туристические палатки. Огромный протянутый брезентовый тент защищал от жаркого солнца и проливных дождей, а под ним было устроено кострище, окружённое брёвнами — импровизированными скамейками, на которых можно было согреться у костра в непогоду. Воздух на Селигере особый — ведь вокруг сосны, а вода мягкая и чистая — пили её прямо из озера. А какие там ягоды! Пока Валентин на рыбалке, Людмила так ловко управлялась со сбором черники, что угнаться за ней было невозможно. Варили кашу с тушёнкой, борщ и само собой черничное варенье — и рыбу коптить не забывали. За всеми необходимыми продуктами и молоком плавали через озеро на байдарке в соседнюю деревню. Но коронным блюдом всё-таки была жаренная Людмилой рыба с луком, рецепт приготовления которой знала только она. Многие прибрежные и не всегда удачливые рыбаки, проходя мимо места ловли, спрашивали: «Ну что, Валентин, как клюёт?» На что он всегда отвечал: «Да нет, не клюёт, погода не та». А к обеду, смотришь, и принесёт килограммов пять лещей в своём садке. Запомнились и так называемые «барановские байки» — весёлые истории, которые рассказывались по вечерам у костра», — рассказывает об отдыхе Валерий Ипатов.
Искренность, жизнерадостность, порядочность Валентина Илларионовича притягивала многих. Его всегда окружали друзья. Жаль, что теперь об этом человеке приходится говорить в прошедшем времени. Совсем недавно Валентина Баранова не стало. Впрочем, в памяти коллег, его друзей и знакомых он останется навсегда живым.

Со слов В. Ю. Ипатова подготовила Наталья Астахова
Фото предоставлено В.Ю. Ипатовым

 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий