Всё начинается с неба

 Интервью с летчиком-истребителем – специально для читателей «ЦГ».


 

Досье: Алексей Николаевич Талов.

Алексей Николаевич Талов. Родился в г. Наро-Фоминске 15 июня 1957 г. После окончания Наро-Фоминской СОШ №1, поступил в Борисоглебское ордена Ленина Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков им. В.П.Чкалова. Военный лётчик-истребитель. Проходил службу в Забайкальском военном округе и в Казахстане. Подполковник запаса, ветеран ВВС РФ. Награждён несколькими медалями, в т.ч. «За боевые заслуги». Женат, имеет двух сыновей и двух внучек. 


17 августа в России отметили День Воздушного Флота России — профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры России. Мы пообщались с интересным человеком — Алексеем Николаевичем Таловым, проживающим в Кокошкино.

 

— Как у Вас возникло желание стать лётчиком?

— В юношеском возрасте я как-то прочитал книгу Ивана Арсентьева «Суровый воздух» про лётчиков штурмового полка, воевавших на наших прославленных «летающих танках» Ил-2. Книга мне очень понравилась, и я стал интересоваться авиацией. Прочитал про Петра Николаевича Нестерова, который теоретически обосновал, а затем и выполнил «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. Позже прочитал книги знаменитых лётчиков-испытателей Водопьянова М. В., Коккинаки В. К., выписывал журнал «Крылья Родины». В 10 классе я точно знал, куда буду поступать.

 

— А было когда-нибудь желание стать космонавтом? 

— Боюсь разочаровать читателей, но не было. К тому времени, когда я закончил училище, в отряд космонавтов набирали только лётчиков 1-го класса. То есть до того как теоретически стать претендентом в отряд, нужно было иметь большой налёт, квалификацию 1-го класса, но самое главное — идеальное здоровье. К тому же нужно было навсегда распрощаться с самолётами, с полётами, а мне нравилась моя служба, моя работа.

 

— Где Вы учились, проходили службу? На каких самолётах Вы летали?

— Поступал я в Борисоглебское лётное училище, но поступил только со второго раза, первый раз не прошёл по конкурсу. После окончания училища был направлен в Забайкальский военный округ, отлетав там год, получил квалификацию «военный лётчик 3-го класса». После по распоряжению Главкома ВВС был направлен в Казахстан, где формировались новые эскадрильи, и шло расширение полка. Оттуда кстати так и уволился. Летал я 1-й и 2-й курс на чехословацких машинах, славных Л-29, «дельфин», как ласково его называли лётчики, и вправду чем-то схожими спереди с этим прекрасным млекопитающим. На третьем курсе — на МиГ-17, прекрасном прославленном самолёте, который прошёл боевое крещение во Вьетнаме и Корее и имеет на своём щиту ни один сбитый F-4 «Phantom» и даже один грозный В-52. На четвёртом курсе освоил полёты на легендарном МиГ-21. В Забайкалье пересел на штурмовики Су-17 — самолёт с изменяемой геометрией крыла в полёте. Потом опять на МиГ-21. У этого самолёта было свыше 10 модификаций, и практически на каждой из них мне пришлось полетать. Самолёт во всех отношениях достойный, а главное — надёжный.

 

— Сколько в общей сложности Вы сделали полётов? И сколько времени провели в воздухе?

— В истребительной авиации не принято считать количество полётов — полёт «по кругу» — взлёт и посадка занимает 7–8 минут. Обычно считают общий налёт, у меня он чуть больше 1500 часов, т. е. в дни полётов мы выполняли 3–4 полёта на боевых машинах и ещё 2–3 полёта за инструктора. Но ведь не всегда была хорошая погода, плюс отпуск. Если в год лётчик налётывал 110–120 часов — это было нормой.

 

— Нагрузки на лётчиков-истребителей равнозначны нагрузкам на космонавтов? Кого-нибудь из Ваших сослуживцев приглашали в отряд космонавтов?

— Нет, это –несравнимые вещи. Космонавты испытывают гораздо более длительные перегрузки при выходе аппарата на орбиту, потом сама невесомость заставляет перестраиваться организм, и самые сильные и длительные перегрузки они испытывают при входе аппарата в атмосферу. Да, некоторые мои знакомые были в отряде космонавтов, были даже дублёрами, но слетать в космос им так и не удалось.

 

— Вы летали на суперсовременных в своё время самолётах со сверхзвуковой скоростью?

— Да, мы летали на сверхзвуковой скорости, порядка 1,8–1,9М (число Маха), летали на «потолок» — это 17,5–18 км. Вы знаете, особых ощущений никаких не испытывал: во‑первых все полёты на сверхзвуке выполняются на высоте выше 11 км, самолёт ведёт себя плавно и послушно (так устроена система управления), внизу плавно проплывает пейзаж земли, правда разворот даже с креном в 80 градусов составляет радиус около 15 километров. А остальное — как в обычном лайнере, летящем, к примеру, в Шармаль-Шейх.

 

— Намного ли ушли вперёд современные самолёты от самолётов-истребителей прошлых лет?

— Да, современные комплексы ушли далеко. Во-первых, практически на всех на из них установлены два мощных двухконтурных двигателя, что увеличивает живучесть самолёта, прекрасное навигационное и прицельное оборудование, увеличена дальность полёта, а следовательно, и радиус боевых возможностей, системы ухода от ракет класса «земля-воздух», новые ракеты для работы по наземным и воздушным целям. Но самая главная особенность — это маневренность, самолёт может выполнить вираж практически вокруг хвоста, а это дорогого стоит. Дело остаётся только за лётчиком — держать максимальную перегрузку продолжительное время, но для этого есть специальные противоперегрузочные костюмы — ППК.

 

— Многие космонавты и лётчики, диспетчеры аэродромов рассказывают о встречах с НЛО. Приходилось ли Вам встречать в полётах что-то необъяснимое?

— Нет, ни в воздухе, ни на земле я этого не встречал. Ну, во‑первых, был неписаный приказ — увидел что-то подобное, сразу разворот на 180 градусов, и никаких контактов. Но однажды, когда я дежурил на аэродроме — принимал и выпускал в полёт перелетающие самолеты, садящиеся на дозаправку, а дело было около часу ночи, на экране кругового обзора ИКО я обнаружил метку, которая перемещалась со скорость порядка 5–6 скоростей звука. Я по внутреннему переговорному устройству запросил КП — видят ли они её и попросил замерить высоту. С КП ответили, что «да, видят», но высоту замерить не могут из-за высокой угловой скорости объекта. Короче это ЧТО-ТО «прошло» 300 км минуты за три-четыре и пропало. Вот, пожалуй и всё.

 

— У Вас двое взрослых сыновей. Кто-нибудь из них связал свою судьбу с небом?

— Никто из моих сыновей не пошёл по моим стопам. Причина банальна — на тот момент Армия стала уже не «оплотом», а просто «инвалидом». Да в принципе я особо и не настаивал. Старший Николай, закончив институт, учится в аспирантуре, готовит себя к сосудистой хирургии. Ему это нравится, он живёт этим, ну и как любой студент подрабатывает в больницах ночами и в выходные. Младший Никита работает системным администратором. Есть внучка, Анечка, ей четыре года. Прелестный ребёнок.

 

— Спасибо за интересную беседу!

 

Энвер Софинов

Фото из архива А. Н. Талова

 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий