Москва – город вятичей

 Легенда о вятичах. Часть 4-я – последняя.

Подводя итог нашим прежним краеведческим миниатюрам о вятичах, следует сказать, что летописи сохранили чуть более двух десятков городов, им принадлежащих, но не все из них сохранились. Междоусобные распри, многочисленные войны и, наконец, само время давно стёрло их с лица земли, оставив лишь свои названия. Вместе с тем до наших дней донесли арабские источники и сведения о трёх военных племенных союзах восточных славян: славии — Новгородская земля, куяве — с центром в Киеве и Артании, и существует лишь ряд предположений, что это Эрдзань или Рязань — город и столица вятичей. А из всех городов, принадлежавших самим вятичам и располагавшимся на территории нынешнего Подмосковья, известны лишь два — Коломна и Москва.

Москва — город вятичей и в будущем центр Московского княжества, которому, как говорит современная история, положил начало Юрий Долгорукий. Но на самом деле было не так. Своё величие этот город начал приобретать с княжения в нём Даниила — младшего сына Александра Невского. А до него в Москве княжил его дядя, младший брат Невского — Михаил Ярославич Хоробрит, убитый в 1248 году в битве с балтскими племенами «голядь» в верховьях реки Протвы. Не исключено, что это могло происходить на рубежах деревень по реке Протве в Митяево, где археологами найдены многочисленные курганы вятичей, и Борисово Можайского района. Со временем Борис Годунов построит здесь городок с крепостными стенами и храмом и назовёт его Борисов — городок, который со временем превратится в деревню. Город Можайск, находившийся под влиянием литовцев, был присоединён к Москве Юрием Даниловичем «изгоном», т. е. захватом в 1303 г. После Юрия Даниловича московским князем становится его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, который продолжит дело своего отца, а затем и брата по собиранию земель под свою руку. В 1328 г. он поехал в Орду и получил от хана Узбека право на великое княжение. Следует сказать, что их отец князь Даниил правил Москвой 30 лет и за это время сумел поднять её значение до влиятельного княжества, положив начало единению русских земель вокруг будущей столицы. Сам он неустанно заботился о людях своего княжества. На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, не позднее 1282 г. он основал первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — ныне московский Данилов монастырь. Скончался он в возрасте 42 лет, приняв монашеский постриг в схиму, и был похоронен в Даниловом монастыре. При нём Москва начинает обустраиваться, в ней строятся храмы, а среди них первый каменный — Успенский собор, заложенный в 1326 г., со временем из-за ветхости перестроенный. Строятся каменные церкви и в Подмосковье, одна из них сохранилась по настоящее время, это церковь Святителя Николая Мирликийского в селе Каменском на реке Наре, по которой проходила южная граница Московского княжества. Возведена она была не позднее даты составления Калитой духовной грамоты, перед своей поездкой в Орду (1328 г.). В ней же упоминается село «Рюховское» (Ерюхино) и Фоминское (вероятней всего, волость), прародитель Наро-Фоминска на реке Наре. А в месте с ним и Суходол, земли которого в своём будущем войдут в Суходольский стан Боровского уезда. В духовной грамоте Ивана Калиты упоминается более 40 сёл, и, видимо, в каждом из них был свой храм, но из них каменный Никольский сохранился лишь в селе Каменском Наро-Фоминского района. Ну, а следующие после Ивана Калиты века в истории России будут наполнены масштабными событиями, и соразмерно им будет жить и сама Москва. Нашествия с востока, севера, запада и юга на весь славянский мир породят великий и многовековой подвиг потомков венедов и вятичей. И уже москвичи, калужане, рязанцы, туляки, орловцы, тверяки, смоляне, владимирцы, костромичи, нижегородцы, ярославичи, вологодцы и другие народы образуют новое этническое ядро великорусской нации —русский народ. Ну, а сами вятичи в эпоху Средневековья не были отсталым и невежественным народом, что «жили в лесу и молились колесу», как сообщают древние летописи. В земле вятичей было более 20-ти городов. Это: Блове, Воротынск, Девягорск, Дедославль, Домагощ, Карачев, Козельск, Коломна, Колтеск, Кромы, Любыньск, Москва, Мценск, Новосиль, Пронск, Свирельск, Серенск, Тешилов, Трубеч, Ярышев. У них действительно дольше других восточнославянских племенных союзов сохранялся вечевой способ общественного управления и пережитки язычества, но неподкупная археология засвидетельствовала их высокий уровень культурного и хозяйственного развития, оборотистость и мобильность. Археологические открытия говорят о международных связях вятичей в VIII — X веках, и особенно с Востоком. Когда учёные нанесли на карту расположение обнаруженных кладов серебряных арабских монет-дихрем, то выяснилось, что земля вятичей в тот период превосходила по масштабам торговых операций с Востоком все другие районы средневековой Руси, а также все другие славянские земли: «Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях !» (Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. М, 1982, с.280). Кроме того, на карте, опубликованной Б. А. Рыбаковым, в ареал наибольшего распространения кладов вятичей арабского серебра вошёл и водный бассейн реки Вятки. Вместе с тем само имя «вятичи», как блестяще доказано А. А. Шахматовым, происходит от древнего названия славян «венто». Римляне сделали из этого названия, как известно, венедов, и древнеримский историк Тацит так называл славян. Отсюда же происходит племенное имя вендов. Из «венто» приставкой обычного для славянских племён суффикса (радимичи, кривичи и т. д.) получается «вентичи», а в следующем «вятичи». Именно на земле вятичей зародилась Московская Русь, ставшая центром централизованного российского государства, имя которому — Россия.

 

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий