Рюриковичи венедской крови

Легенда о вятичах. Часть третья.

Наш следующий очерк о венедах и их потомках вятичах пойдёт о венедах-бодричах, откуда ведут свою родословную первые Рюриковичи. Бодричи или ободриты — это родственное венедам славянское племя, заселявшее в прошлом побережье Балтийского моря, о чём мы ранее рассказывали. На первом Рюриковиче остановимся подробней, поскольку он не только основатель царской династии, пресекшейся в XVI веке, но и предок многих других, отличившихся своими заслугами перед отечеством, древних дворянских родов, включая князей Черниговских, под властью которых впоследствии и находились вятичи. От них начали свой род князья Оболенские и Тарусские, а от них пошли и другие: Долгорукие, Тюфякины, Репнины, Волконские, Овчинины, Телепнёвы, Курлятевы, Барятинские. Не раз при разных государях они попадали в жестокую опалу. И, несмотря на их заслуги, рубили головы: Оболенским, Лыковым, Долгоруким, Серебряным — тоже из рода Тарусских и Оболенских князей, ссылали Репниных, гнали Волконских. А делалось это лишь для того, дабы принизить их родовитость, унять претензии, а порой и для того, чтобы просто лишить родовых вотчин, рассыпанных на земле вятичей. Вместе с тем, создатели «норманнской теории» о происхождении Русского государства, немецкие историки: Г. Байер, Г. Милер, А. Шлёцер, преподававшие историю в XVIII веке в Санкт-Петербургском университете, считали Рюрика норманном, норвежским или шведским конунгом и варягом, то есть этническим народом. Однако автор этих строк имеет право сказать, что своё родословие Рюрик берёт не от норманнов, а от венедо-ободритских правителей, что касается варягов, то это не этническое имя а, род занятий, связанный с разбоем и войной. Но между тем, историк С. В. Перевезенцев считает иначе. По его мнению, варяги — это этнос или, проще говоря, народ. В свою очередь, в своей книге «Россия великая судьба», он публикует родословие, где Рюрик не просто основатель нового правящего дома, а выходец из венедо-ободритских князей. Но поскольку венеды-ободриты — народ, а значит, и этнос, то тогда к кому относить варягов? Остаётся лишь к роду их занятий, занимавшихся войной и захватам, которые являлись их основным источником существования. Также считает и русский — советский писатель Владимир Алексеевич Чивилихин (1928 г. — 1984 г.) в своём романе — эссе «Память», где, давая определение названиям «норманны», означающее «северные люди», «викинги» — «люди заливов», он пишет: «И «варяги» тоже не народ, не племя, не этническая группа; «варяжество» — род занятий, способ существования, профессия». Продолжая тему родословной Рюриковичей, следует сказать, что само имя Рюрик, возможно, происходит от имени священной птицы венедов-ободритов сокола Рарога, в честь которого и получила своё название их столица. В Рароге, нынешнем Мекленбурге, правил Годлиб (Годослав). Гостомысл, видимо, дядя Годлиба, выдал замуж за него свою дочь Умилу и у них родился сын, которого и прозвали Рюриком. Сам Гостомысл погиб в битве с Людовиком Немецким в 844 году, а зятя его Годлиба повесил ещё раньше Готфрид Датский (Готтрик), захвативший столицу ободритов в 808 году. В 870 году Рюрика призвали на княжение в Новгород, куда он и пришёл, согласно древнерусским летописям, вместе со своими братьями Синеусом (Сивар) и Трувором (Трувар). Когда Рюрик стал князем Новгорода, то вятичи к этому времени уже занимали территории нынешней: Московской, Калужской, Тульской, Орловской и частично Брянской областей. Сами по себе они были закрытым и воинственным народом, достойными потомками своих предков. В 907 году вятичи принимали участие в походе киевского князя Олега на Царь-град (Константинополь). Не пускали они в свои земли и посторонних. Считалось героическим поступком пройти через их земли чужестранцу — путешественнику или иноземному купцу и остаться при этом живым. Между тем, вятичи вели обширную торговлю за пределами своей территории. По данным археологов, на их земле найдено самое большое количество денежных кладов, среди которых было арабское серебро VIII — Х веков. Это привело многих ученых к выводу, что вятичи по своему внешнеторговому обороту опережали все восточнославянские племена и всю Киевскую Русь вместе взятых. Они дольше других племен сохранили своё имя, а вместе с ним и свои племенные особенности. В. А. Чивилихин привел по этому поводу следующие данные: «Поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 г., древляне в 990 г., словене в 1018 г., кривичи в 1127 г., дреговичи 1149, радимичи в 1169, северяне в 1183. Вятичи — жили без князей и долее других самоуправлялись народовластием и старейшинами, в последний раз они упомянуты летописцем по своему племенному имени в 1197 году». В нём же Чивилихин дал и расшифровку самому названию «вятичи», что означало «большие люди» или «великое племя». Долголетию в самоуправлении вятичей предшествовала тяжёлая, более чем полутора вековая борьба за независимое существование. С трудом киевским князьям удавалось распространить на них своё влияние. Сначала направляясь походом в Волжскую Булгарию, в 966 г. на них наложил свою дань Святослав. Затем два года в 981 и 982 г. г. их покорял Владимир Красное Солнышко. Дважды около 1117 г. ходил на вятического вождя Ходоту и его сына сам Владимир Мономах. В его же правление, противясь христианизации и оставаясь преданными своим языческим богам, вятичи убили киевского миссионера Кукшу и его ученика. Нелегко было дотянутся до вятичей и Юрию Долгорукому, получившему своё прозвище за постоянное посягательство на чужие земли. В 1154 г. он, было, протянул до них свои руки, однако не вышло: «Пришедшю же ему в Вятиче и ста, не дошед Козельска», — сообщалось в летописях. Видимо, Козельск был непреступен, и Долгорукий не решился его штурмовать. Народная память и ныне хранит в себе подвиг козельчан, оборонявших свой город от орд Батыя.

Продолжение следует.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий