Легенда о вятичах. Часть первая.
В далёком прошлом многие русские народные предания, легенды и былины гусляра-сказителя XI века Бояна начинались с песен вещей птицы Гамаюн. В этих песнях, перебирая струны гуслей и наполняя их необыкновенной, сказочной по звучанию музыкой, он начинал свой рассказ с подвигов наших предков, восхваляя при этом их героизм и мужество, любовь и преданность к родной земле. К сожалению, в настоящее время мы не найдём письменных источников, рассказывающих о том, что происходило на русской земле, например, до Рождества Христова. Ведь официальная история России начинается лишь с древней летописи, называемой «Повести временных лет», составленной иноками Киево-Печерской лавры Нестором и Сильвестром, написанной примерно в Х веке нашей эры. Причём следует заметить, что эти летописи не раз подвергались редакции. Тот же Сильвестр был одним из первых, кто стал их переписывать. И после него они ещё не раз подвергались новой редакции, такой, какой нужно было церкви и управлявшему Киевской Русью князю. Известный русский филолог и историк Алексей Александрович Шахматов (1864 г. — 1920 г.), основоположник изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы по этому поводу, в своём труде «Повесть временных лет», т. 1, стр. XVI, писал: «Рукой летописца управлял в большинстве случаев не высокий идеал далёкого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника, умеющего дать правдивую оценку событиям, развёртывающимся вокруг него, и лицам, руководящим этими событиями, — оценку религиозного мыслителя, чающего водворения Царства Божия в земельной юдоли, — рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы; если летописец был монахом, то тем большую свободу давал он своей пристрастной оценке, когда она совпадала с интересами родной обители». К сожалению, летописи не рассказывают нам о языческой славянской Руси, будто до её христианизации ни самой русской земли, ни её духа в истории не было. А сама русская письменность появилась лишь с приходом на Русь Кирилла и Мефодия, и будто бы славяне до этого не знали ни букв, ни счёта, а историю своего народа передавали лишь из уст в уста, превращая их в легенды, мифы и сказки. Однако историками давно доказано, что ещё до Кирилла и Мефодия славяне владели письменностью, а славянские племена в своём развитии были очень далеко от «приклеенного» им в летописях иноками Киево-Печерской лавры «клейма» невежественности которые «ели всё нечистое», «сквернословили» и «жён умыкали по сговору». Об одном из таких славянских племён, называвшихся вятичами, мы и поведём свой дальнейший рассказ. Племена вятичей, начиная с середины первого тысячелетия нашей эры, расселялись по водному бассейну реки Оки, в который входят его подмосковные притоки: Москва-река, Клязьма, Лопасня, Протва, Осетр, Истра, Руза, Нара и другие большие и малые реки и речки. В Наро-Фоминском районе стоянки и захоронения вятичей, кроме юго-запада Москвы, обнаружены и в Митяево на реке Протве. Здесь было вскрыто 22 кургана им принадлежащих, где нашли литейные формы для изготовления женских украшений, различные орудия труда и механический замок. Это данные приведены из официально опубликованных источников, одним из которых была книга известного российского археолога Александра Александровича Формозова (1928 г. — 2009 г.) «Следопыты земли Московской», в которой он рассказывал о первых подмосковных археологах и сделанных ими открытиях. Среди них упоминаются Ходоковский и Калайдович, которые в 20-х годах XIX в. среди первых стали изучать древние городища вятичей в Вышгороде на реке Протве и в самой Верее. Летопись сообщала о расселении вятичей следующее: «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи». Многие годы бились и бьются историки, а вместе с ними и филологи над вопросом, откуда пришли вятичи, что означает их имя и кто их предки? Казалось бы, всё ясно: в «Повести временных лет» вятичи получили своё имя от главы их рода. Но это всего лишь легенда — можете вы сказать. Вместе с тем ещё в начале прошлого века А. А. Шахматов пришел к выводу, что вятичи происходят от венетов или венедов, впервые упомянутых в трудах римских историков Плиния Старшего, Корнелия Тацита, александрийского астронома, математика и географа Клавдия Птоломея. О самих венедах было известно ещё в Древней Греции, где большим спросом пользовался добываемый ими солнечный камень, или попросту янтарь с побережья Балтийского моря. В Средне-Дунайской низменности на берегу реки Дунай ими была основана Вена, а в северной Италии — Венеция. Но прежде чем эти города стали исторической и архитектурной жемчужиной современной Европы, в своём прошлом им предстояло пройти непростой и жестокий путь. Во II веке нашей эры на месте нынешней столицы Австрии стояла каменная крепость венедов Виндобож, или, как называли её римляне, Виндобона. Она занимала господствующее на Дунае положение, контролируя по реке внешние торговые сношения Запада с Востоком, чем и привлекала римлян, желавших собственного контроля над этими территориями. Римские легионы в течение 13 лет — с 167 по 180 гг. н. э. — вели с венедами за эту крепость упорную войну, которую во Всемирной истории называли Маркоманской, от имени маркоманов, предков германцев. Вместе с венедами маркоманы в течение 20 лет воевали с Римской империей. Командовал в ту пору римлянами император Марк Аврелий. Успешно сдерживая натиск маркоманов на землях империи, твердыню венедов он всё же захватить не смог, скончавшись у её стен в 180 году нашей эры. Но венеды не всегда были врагами Рима, и за оказанные услуги в борьбе с северными «варварами» им предоставлялись земли в северной Италии, где и основана ими Венеция. Ну, а о самих венедах расскажем в следующем очерке.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий