Вехи истории Никольской церкви

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…

Именно с этих строк пятистишья А. С. Пушкина, опубликованного впервые в 1884 г. в журнале «Русская Старина», мне и захотелось продолжить свою очередную краеведческую миниатюру о прошлых вехах Никольской церкви села Фоминского. Благодаря этим историческим открытиям, рождённым именно отечественным просвещением, нам удалось узнать не так уж и много, но и не так уж мало по сравнению с тем, чем мы, включая и наро-фоминских краеведов, обладали раньше. Прежде всего из «Верейской» и «Звенигородской» десятин братьев Холмогоровых, а также книг архимандрита Леонида Кавелина мы знаем, что, начиная с конца XVI века и до начала XIX веков землями в Фоминском владели князья Барятинские и их потомки. Последняя из них была княгиня А. И. Путятина, урождённая Барятинская, супруг которой скончался в 1796 г. «вдов и бездетен». Затем там же, в «Верейской десятине», встречаем под 1680 г. упоминание о сельской Никольской церкви и её попе Панкрате, из чего само собой следует вывод, что во второй половине XVII в. этот храм уже существовал и вследствие этого само Фоминское с этого же момента имело статус села. Ну, а Никольская церковь до своего сожжения французами в 1812 г. из результатов межевания земель второй половины XVIII столетия, вместе с прилегающим к ней старым кладбищем, располагалась рядом с дворянской усадьбой князей Барятинских на правой стороне речки Гвозни (Гвоздни), впадавшей в Нару. Это примерно там, где сейчас находятся строения домов № 5 и № 7 по улице Парковой г. Наро-Фоминска. И этот факт впервые был обнародован нами совершенно недавно благодаря обнаруженной карте межевания земель села Фоминского во второй половине XVIII столетия. Однако мы не можем дать нашим читателям подробного описания ввиду несохранившихся первоисточников, как выглядела Никольская церковь в то время. Но зато мы можем взять на себя смелость и на примере сохранившейся деревянной Никольской церкви села Васильевского недалеко от Серпухова сделать своё предположение, как мог выглядеть одноимённый храм в селе Фоминское, тем более что в их прошлом было немало общего. Деревянная Никольская церковь в сельце Васильевское была возведена в 1690 г. его вотчинником серпуховским воеводой и стольником Афанасием Андреевичем Соймоновым. Вместе с тем, начиная с конца XVI столетия, Фоминским, ещё не селом, а сельцом, владели князь Пётр Андреевич Барятинский, в 1594 г. воевода в Тюмени. Затем им владели его сын Семён Петрович, в 1632 г. воевода в Кромах, и внук Яков Семёнович, в 1679 г. воевода Белгородского полка, охранявшего южные границы от набегов крымских татар. Если Андрею Соймонову, отцу Афанасия Андреевича, село Васильевское было пожаловано «за московское осадное сидение», то и князьям Барятинским Фоминское было жаловано в XVI в. за государеву службу. Возведение сельских церквей в XVII и XVIII вв, как правило, имело свою особенность. Их строили деревянными и однокупольными на средства вотчинников по установленным православной церковью канонам. Возводились они рядом с усадебным домом и кладбищем. Никольская церковь в Васильевском, пожалуй, единственное сохранившееся с конца XVII века деревянное здание в Подмосковье, вместе со старым сельским кладбищем, изображённым на фотографии её автором Юрием Булкиным. Возможно, именно так могла выглядеть и Никольская церковь в селе Фоминское, занимая вместе с кладбищем территорию по периметру в 400 саженей. Вместе с тем автор многочисленных книг о церквях протоиерей Олег Пэнэжко в одной из них — «г. Верея и храмы Наро-Фоминского района», рассказывая о Никольском соборе г. Наро-Фоминска, напишет: «В Смутное время Фоминское было сожжено. В 1646 г. оно значилось деревней. В 1654 г. восстановлена деревянная церковь Святителя Николая, по указу царя Алексея Михайловича село приписано к Саввино-Сторожевскому монастырю». В свою очередь, автор этих строк смеет усомниться в достоверности изложенных Олегом Пэнэжко сведений. Во-первых, из «Верейской десятины» и результатов межевания знаем, что с конца XVI и до XVIII вв. селом Фоминским владели Барятинские, а затем и супруги Путятины. Во-вторых, ни у Холмогоровых в их «Звенигородской десятине», ни в книге архимандрита Леонида Кавелина «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении» нет подтверждения тому, что село Фоминское было приписано в 1654 г. к Саввино-Сторожевскому монастырю. Впервые об этом написал в своей книге «На берегу Нары» её автор Л. Дробышевский и которой Олег Пэнэжко не преминул ошибочно воспользоваться. Нет и точного подтверждения периоду возведения деревянной Никольской церкви, кроме упоминания о её попе Панкрате. Не меньшее недоумение вызывает и следующее утверждение Олега Пэнэжко, что Фоминское в старину являлось Смоленским княжеством, а первым его князем был Константин Юрьевич Фоминский, имевший трёх сыновей: Фёдора Красного, Фёдора Слепого и Фёдора Меньшого. Сам автор этих строк не замечает, как сам себе противоречит, указывая, что впервые в документах Фоминское упомянуто в Духовной грамоте великого Московского князя Ивана Даниловича Калиты. И при этом следует заметить, в ней записано, что, отправляясь в Орду, он своим сыновьям «отчину свою Москву; есмь роздел учинил». Таким образом, Фоминское было владением Московского князя, а не Смоленского. К сожалению, Пэнэжко просто смешал Фоминское на реке Наре, упомянутое в Духовной грамоте Калиты в 1328 г., с владением Смоленских князей, называвшимся Фомин-городок и впервые упомянутым под 1371 годом, о чём наша газета вела свой рассказ в очерке «Князья Фоминские» 21 января 2011 г. Но это ещё не все открытия, ожидающие нас впереди.

Валерий Ипатов

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий