Дошкольное детство закончилось. Ваш ребёнок впервые идёт в школу. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Если вспомнить историю советской школы, то приём детей в различные годы проходил по разному: до 1944 года — начальный возраст обучения был 8 лет, а с 1944 года до восьмидесятых годов двадцатого века — 7 лет.
Однако уже с 1985 года в первый класс идут 6-ти летние дети. В большинстве стран мира обучение в школе начинается с 6-ти летнего возраста. Обязательное обучение детей с 6 лет введено в Австрии, Франции, США и др. В школах Англии и Японии обязательное обучение начинается с 5 лет. Есть ещё ряд стран, где сохранён начальный возраст обучения с 7 лет — это Швеция, Норвегия, Финляндия, Польша. Чем же вызвано снижение возраста начального обучения? Прежде всего, стремлением полнее использовать потенциальные возможности детей этого возраста. Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, быстрее ребёнок созревает как личность.
Ко времени поступления в школу ребёнок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Ребёнок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание относительно длительно и устойчиво, и это отчётливо проявляется в играх, занятиях рисованием, лепкой.
Ребёнок приобрёл некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память ребёнка тоже достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно — образная память, и имеются уже все предпосылки для развития словесно — логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания; дети значительно лучше (быстрее и прочнее) запоминают понятные им слова.
Речь ребёнка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна, выразительна. Словарь достаточно богат, с большим количеством отвлечённых понятий. Ребёнок может связно излагать свои мысли, способен сравнивать, пробует делать выводы. Исследования специалистов показали, что организованное обучение настолько развивает мышление детей от 6 до 7 лет, что они способны, например, измерять твёрдые, жидкие, сыпучие тела с помощью условных мерок, делить целое на части, решать и составлять простейшие примеры и задачи. Возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Ребёнок имеет небольшой опыт управления своими чувствами, опыт самооценки своих отдельных действий и поступков.
Очень важна и субъективная психологическая готовность. Ребёнку 6-7 лет, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Возникает своеобразная потребность, которая отличается характерными особенностями. Это, собственно, ещё не потребность в учении, а потребность стать школьником, что сводится к желанию изменить своё положение маленького ребёнка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение старшего и занятого члена семьи. Привлекает приятная перспектива возвыситься в глазах "маленьких".
Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети просто рвутся в школу. Задолго до 1 сентября собирают в ранец школьные принадлежности. Другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно. Бывают и такие, которые категорически не хотят идти в школу, предпочитая остаться в детском саду. Последнее объясняется не только приятными переживаниями, связанными с пребыванием в привычном детском коллективе, но и опасениями, которые вызваны непродуманными угрозами и предупреждениями старших: "Вот погоди — пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся!"
Немалое значение имеет и "передача опыта" от более старших, к более младшим, а также наглядные впечатления (нетерпеливая мать раздражённо кричит, шлёпает старшего братишку и усаживает его, ревущего, учить уроки и т. д.). Отрицательное отношение к предстоящему обучению крайне затрудняет включение школьника в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения. Поддерживайте ребёнка добрым словом, следите за тем, чтобы в вашей семье был обязательный перевес положительных эмоций над отрицательными.
Татьяна Рачевская, педагог-психолог
Комментарии (0)
Добавить комментарий