Суходол, как земельная территория, вместе с Фоминским впервые упоминается в Духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты. Для непосвящённого читателя лишь доведём до сведения, что земли Суходола лежали между берегами рек Нары и Протвы, то есть в промежутке современных городов Наро-Фоминска и Боровска. Позднее эта территория станет Суходольским станом Боровского уезда. Сам же Боровск впервые упомянут в Духовной грамоте Ивана Красного в 1358 г., который он завещал вместе с Звенигородом, Фоминским, Суходолом, сёлами Каменское и Рюховское «со всеми волостми, и с мытом …» своему младшему сыну Ивану. А по Духовной грамоте Дмитрия Донского Фоминское, Суходол с Ыстию и Истервую, Вышгородом, Плеснью, являвшимися Звенигородскими волостями, вместе с Звенигородом становятся владениями его второго сына Юрия Дмитриевича. Отъездные волости Верею, Гордошевичи, Гремечи, Заберегу, Сушов Донской отписал младшему сыну Андрею. Все они, кроме Вереи, упомянутой в 1371 г., располагались на земле нынешнего Малоярославецкого и Боровского районов Калужской области. После Юрия Дмитриевича Суходолом владеет его второй сын Дмитрий Юрьевич Шемяка, который на ней в трёх верстах от Боровска предоставил преподобному Пафнутию место для монастыря. Основанный в 1444 г. Пафнутьев — Боровский монастырь в XVII веке по богатству и известности входил в двадцатку крупнейших монастырей России. Между тем, кроме него, в Боровске было ещё три монастыря: Покровский Высоцкий, Боровский Успения Пресвятой Богородицы девичий монастырь на Гноище и Христорождественский, тоже девичий монастырь, основанный княгиней Еленой, супругой Боровско — Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Два последних из них были упразднены. А Покровский Высоцкий, сожженный в 1610 г. войсками Лжедмитрия, был приписан к Пафнутьевому монастырю, также пострадавшему в Смутное время. В 1615 и 1618 годах ему была дана жалованная царём Михайлом Фёдоровичем грамота, из которой следовало: «Покровский монастырь вновь строить и владеть по-прежнему вотчинами и всеми угодьями, принадлежащими ему». Вот как описывал местоположение Пафнутьево — Боровского монастыря архимандрит Леонид Кавелин в своей книге «Историко — Ареологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря», изданной в 1907 году типографией Казанской Авросиевской Пустыни: «Боровский Пафнутиев мужской, первоклассный штатный монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трёх верстах, к востоку от уездного города Боровска (Калужской губернии). Он расположен на отлогой покатой горе при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделённая от прудов насыпной плотиной. Она течёт на Юг и впадает в реку Протву. За Истермую, на правом её берегу лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с её приходской церковью на горе. На южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок. За ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва, протекающая на Восток. На восточной стороне монастыря не так далеко располагался скотный монастырский двор с огородами и Ребушинская слобода с её приходской церковью на горе». К этому добавлю, что сам текст описания местоположения монастыря был несколько отредактирован и адаптирован по стилистике для более ясного и полного его восприятия читателем. Но он не отличается по своему содержанию от оригинала. Далее из книги архимандрита Леонида Кавелина и ещё одной книги «Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий», изданной в Москве в 1888 году типографией М. Г. Волжанинова, узнаём о принадлежащих Пафнутьеву — Боровскому монастырю землевладениях, а их у него было немало. К XVII столетию они располагались в 16 уездах Российского государства. Складывались они не только от пожалований государем. Свои земельные владения дарили монастырю князья Волконские, Оболенские-Лыковы, Репнины, Щербатовы и другие. В Суходольском стане Боровского уезда дьяком Андреем Щелкаловым при Иване Грозном были даны монастырю сельцо Котово и сельцо Атепцево с деревнями и пустошами на реке Наре. Андрей Щелкалов был Главой посольского приказа при Иване Васильевиче и его сыне Фёдоре Ивановиче. В результате дворцовых интриг Бориса Годунова Андрей Щелкалов был смещён со своей должности, а его место занял брат Василий. Он вместе со своим сыном Иваном также щедро одаривал Пафнутьев — Боровский монастырь. Свои земельные владения монастырь имел и на территории нынешнего Наро-Фоминского района. До начала XVIII в. он владел Селятиным, Княж[з]ищевым (Петровское), Покровским (Алабино), Володимировым, Ильинским и землями, окружаемыми их, в 1706 г. изъятые Петром I и пожалованные барону Шафирову. Монастырь ещё долго боролся за них, чтобы вернуть в обитель, но возвращены они ему так и не были. Из составленного Леонидом Кавелиным перечня владений Пафнутьева монастыря по писцовым книгам XVII в. он владел в Боровском уезде сёлами Атепцево и Котово, с устроенными в них церквями. Деревнями: Башкино, Слизнево, Торчукино (видимо, Горчухино), Рождество, пустошью Покровское (д. Покровка). При селе Котово деревнями Мальково и Елаги-
н[а]о. При них Кавелиным перечислено более 30 пустошей, т. е. заброшенных земель и среди них Щекутьево, деревня Щекутино, почему-то ранее называвшаяся Дуракино. В Суходольском стане Боровского уезда монастырь владел деревней Ерюхино и 10 пустошами. А также рыбной ловлей по реке Наре от села Таширово вниз по течению 8 вёрст до деревни Ченков, вероятно Чичково, хотя расстояние от Таширова до неё значительно больше. В начале XX в. все эти селения входили в Рождественскую волость Боровского уезда до её отделения от него и присоединения к вновь образованному в 1918 году Наро-Фоминскому уезду.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий