Продолжая свой рассказ о красных командирах 1-й механизированной бригады имени Калиновского, дислоцировавшейся с начала 30-х гг. прошлого столетия под Наро-Фоминском на территории нынешней Кантемировской дивизии и военного городка, поведём его о следующем её командире Николае Филипповиче Артеменко. Он командовал этой бригадой с 1932 по 1933 гг., после того как её прежний командир Фёдор Павлович Судаков в начале 1932 г. был переведён на Дальний Восток.
Николай Филиппович родился в марте 1889 г. в Троицкой слободе Валуйского уезда Воронежской губернии в семье служащих. Начальное образование получил самоучкой и до военной карьеры работал сначала мелким служащим в магазине, а затем в конторе и банке. В армии с 1914 г. Участник Первой мировой войны. После окончания в 1915 г. 1-й Тифлисской школы прапорщиков был направлен на фронт, где в боях был дважды ранен. До начавшихся в 1917 г. революционных событий в старой царской армии дослужился до чина штабс-капитана. Горнило Гражданской войны захватило и его. В 1919 г. он был помощником Воронежского губвоенкома и с этого момента стал занимать различные руководящие посты в Красной Армии.
Уже после Гражданской войны продолжал находиться на ответственных командных постах. До 1922 г. был помощником командующего войсками Приволжского военного округа. В 1923 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА и был назначен инспектором военно-учебных заведений Приволжского военного округа. В 1924–1925 гг. — начальник и комиссар 2-й Московской пехотной школы. В конце 1925 г. назначен начальником отдела по военному обучению в гражданских учебных заведениях Управления военно-учебных заведений РККА. С августа 1926 г. — начальник 3-го отдела Учебно-строевого управления ГУРККА. Затем (до октября 1930 г.) был начальником и комиссаром Киевской объединенной военной школы имени С. С. Каменева. Награждён орденом Красного Знамени. Но для краеведов и любителей истории Наро-Фоминского района будет интересным знать и то, что в 1930 г. он был командиром и комиссаром 1-й Московской Пролетарской дивизии, в довоенное время расквартированной в Алабинских военных лагерях. Прежде всего, именно с ним было связано их строительство. Вступив в командование этой дивизией, Артеменко добился согласия командующего Московским военным округом на оборудование дивизионного лагеря стрельбищем для стрелкового оружия и артиллерийским полигоном, который предполагалось расположить в районе Солнечногорска. Но этот вариант штаб округа не утвердил, и поэтому военные лагеря дивизии были расположены в Наро-Фоминском районе недалеко от деревни Алабино и в шести километрах южнее Наро-Фоминска, где располагается и ныне бывший военный городок «Красная Пресня». Строительство воинских лагерей началось весной 1931 г. Но в 1933 г. приказом Наркома Ворошилова из-под Наро-Фоминска части, что располагались южнее его, были выведены в Алабино. Связано это было, прежде всего, с заливающими палаточный городок лесными водами, атакующими лагерь после проливных дождей, что мешало вести военную подготовку, отвлекая силы личного состава на борьбу с подтоплением территории лагеря. Вместе с тем под Алабино из района деревни Кутьменёво для обустройства артполигона и стрельбища потребовалось перенести в другие места деревни Подосинки (Троицкое, Бараново), Володимирово, Ильинское. Так они и исчезли с лица земли, а семьи комсостава дивизии расселялись по деревням и сёлам, прилегающим к военному лагерю: в Тарасково, Юшково, Сумино, Бурцево, Петровское. В своей книге «Пролетарская Московско-Минская» 1975 г. издания её автор и ветеран этой дивизии П. Г. Кузнецов напишет об Артеменко следующие строки: «С именем Николая Филипповича Артеменко связано вооружение дивизии новейшей боевой техникой и её освоение. И хотя он командовал соединением немногим более года, Пролетарская долго помнила о нём. Привлекала широкая и обаятельная натура этого человека, всегда подтянутого, во всём точного, очень скромного на службе, простого и душевного в быту. Вежливость и тактичность сочетались в нём с глубокой принципиальностью и прямотой».
В 1931 г. Н. Ф. Артеменко получил новое назначение и по 1932 г. командовал 3-м стрелковым корпусом. Затем — новое назначение, где он уже с 1932 по 1933 г. командир расквартированной под Наро-Фоминском 1-й механизированной бригады, в 1934 г. получившей наименование имени Калиновского. Затем была учёба в Военной академии имени Фрунзе. В 1935–1937 гг. — заместитель начальника Управления военно-учебных заведений РККА. В июне 1937 г. его арестовали по обвинению в принадлежности к антисоветскому военному заговору. К тому времени в застенках НКВД на него были выбиты показания у ранее, арестованных военачальников Красной Армии. В этих показаниях Артеменко фигурировал в числе так называемых «скрытых троцкистов». Он был арестован 10 июня 1937 г. На суде Николай Филиппович виновным себя не признал. И хотя в ходе предварительного следствия он фактически выдержал все испытания, пройдя все круги допросов с физическим применением, всё-таки, видимо, стараясь реабилитировать себя за какие-то свои колебания и желая снять пятно подозрения с лиц, вольно или невольно упомянутых им на следствии, на своём суде Артеменко заявил, что свои показания на предварительном следствии он отрицает, т. к. они были даны им ложно. Военной коллегией Верховного Суда СССР 9 декабря 1937 г. по обвинению в участии в военно-фашистском и повстанческо-террористическом заговоре он был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в тот же день. В 1956 г. Николай Филиппович Артеменко был реабилитирован.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий