Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862 г. – 1930 г.) известен в истории России как государственный и общественный деятель, гофмейстер Высочайшего Его Величества Императорского Двора, действительный статский советник, обер-прокурор Святейшего Синода, сенатор, член Государственного Совета, ярый монархист, активный участник монархического движения в России и эмиграции, талантливый публицист. Ну, а в истории Наро-Фоминского района он был последним до 1917 г. владельцем дворянской усадьбы в селе Архангельское, прежде Можайского, а затем Верейского уезда, преобразованного в 1929 г. в район, а в 1959 г. упразднённый и объединённый с Наро-Фоминским. Само Архангельское лежит в 15 километрах от Вереи и известно своей каменной церковью Михаила Архангела, построенной в 1792 г. князем Александром Прохоровичем Ширинским-Шихматовым. Но добраться к этому селу из-за отсутствия нормальной асфальтированной дороги не так просто. С одной стороны к храму можно доехать от Можайска к деревне Цыплино. С другой стороны – от деревни Зубово, через Шустиково, куда ходит автобус из Вереи. Землями и селом Архангельское Ширинские – Шихматовы владели с 1686 г. Об этом княжеском роде, владельцах усадьбы, о храме, истории самого села мы рассказывали читателям на страницах нашей газеты в очерке «Усадьба в селе Архангельское» 26.09.2011 г. А сейчас продолжим свой краеведческий очерк о последнем её владельце князе Алексее Александровиче Ширинском-Шихматове, ранее нами не упомянутом.
Он родился в Вильно 18 ноября 1862 г. (по старому стилю), а его отец Александр Прохорович Ширинский-Шихматов (1822 г. – 1884 г.) был попечителем Виленского, Киевского и Московского учебных округов, сенатором и товарищем министра народного просвещения Российской империи. В Крымскую войну принимал участие в обороне Севостополя. По своей смерти был погребён возле храма Михаила Архангела села Архангельского. Его могильное надгробие у храма было утрачено в 2001 г., видимо, его украли из-за ценности камня. От себя лишь замечу: как только люди не поймут, что неправедное, ворованное, полученное не по правде впрок не идёт, а приносит лишь одни несчастья их владельцу? Продолжая наш рассказ, следует сказать, что мать Алексея Александровича – Екатерина Павловна, урождённая Березникова (1832 г. – 1911 г.) – принадлежала к старинному русскому дворянскому роду, происходившему от Ивана Васильевича Березникова, жившего в конце XV и начале XVI веков. Кроме Алексея в их семье были ещё два сына и дочь: Сергей (1866 г. – 1916 г.), в будущем контр-адмирал; Андрей (1868-1972), саратовский губернатор, и дочь Мария. Ну, а Алексей Александрович после окончания элитного Императорского училища правоведения с мая 1884 г. служил сначала чиновником особых поручений при Эстляндском губернаторе князе С.В. Шаховском, а затем советником губернского правления. В этой должности он проявил исключительную энергию и деловитость в возведении православных храмов и школьных зданий в приходах Эстляндской губернии, чем обратил на себя внимание обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева, который в 1890 г. привлек его на службу по ведомству православного исповедания и назначил помощником юрисконсульта при обер-прокуроре.
В 1894 г. последовало назначение князя прокурором Московской синодальной конторы. Прокурор синодальной конторы являлся одновременно и управляющим Синодальным училищем, и главным начальником Синодального хора, под его управлением находились "Патриаршая библиотека" и "Патриаршая ризница". Кроме этого, в ведении Ширинского-Шихматова находилось управление церковным хозяйством и имуществом в Москве. В 1896 г. Алексей Александрович был пожалован камергером, а несколько лет спустя гофмейстером. Своими административными и организаторскими способностями князь обратил на себя внимание Николая II, который 12 декабря 1903 г. назначил Алексея Александровича тверским губернатором. Однако в октябре 1904 г. из-за интриг назначенного министром внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского Ширинский-Шихматов был уволен с должности губернатора. По возвращении в Санкт-Петербург князь был принят Государем и назначен сенатором, а вскоре – в апреле 1905 г. последовало новое назначение – товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. После установления советской власти Алексей Александрович переехал в Москву, где сразу же включился в тайную монархическую работу и пытался организовать спасение царской семьи, находившейся в Екатеринбурге под арестом представителей новой власти. Но из-за преследования ведомством Дзержинского за контрреволюционную деятельность вместе с семьёй эмигрировал заграницу. Он пользовался значительным влиянием монархических кругов русской эмиграции. На Съезде русских монархистов в Рейхенгалле, проходившем с 29 мая по 4 июня 1921 г., его избрали в руководящий орган монархической эмиграции Высшего Монархического Совета. Князь также принимал участие в работе Всезарубежного Собора Православной Церкви в Сремских Карловцах (Сербия), заявившего о своей верности Дому Романовых. В 1924 г. семья князя Ширинского-Шихматова перебралась во Францию, где его в 1928 г. избрали председателем президиума 4-го Монархического съезда в Париже. Скончался князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре 9/22 декабря 1930 г. А 11 декабря в Медоне, в церкви Воскресения Христова, архиепископ Серафим в сослужении архимандрита Сергия и священников о. Б.Молчанова, о. В.Тимофеева и о. И.Малинина совершил отпевание почившего князя, который был погребен на Севрском кладбище.
Валерий Ипатов
Комментарии (0)
Добавить комментарий