25 июля 1980 года, когда в стране кипели страсти вокруг московской Олимпиады, из жизни тихо и незаметно для телевидения, а значит, и всего народа, ушёл поэт, актёр, исполнитель своих песен Владимир Высоцкий. Ему было всего 42 года.
Так кто же он такой, Владимир Высоцкий?!
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным будет — олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество, вот уже столько лет, к его могиле на Ваганьковском, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём — книги, буклеты, кассеты, пластинки, диски. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства. "Досадно мне, что слово "честь" забыто, и что в чести наветы за глаза..."
25 июля 1981 года во всех уголках СССР был народный, неофициальный День скорби, отмечалась первая годовщина со дня смерти Владимира Семёновича Высоцкого. Основное мероприятие, посвящённое памяти поэта, прошло под открытым небом в Наро-Фоминском районе вблизи железнодорожной платформы Ожигово, на специально выбранной организаторами большой поляне на территории Ново-Федоровского сельского совета. Организаторами этого вечера были популярные в конце 70-х — начале 80-х годов Клубы самодеятельной песни (КСП) из самых разных регионов Советского Союза.
Из воспоминаний моего друга и журналиста Энвера Софинова: "Начиная с 17-18 часов, каждая прибывающая московская электричка была полна желающих принять участие в предстоящем памятном мероприятии.
Очень много людей приезжало и на электропоездах, следовавших из Калуги, Малоярославца и Нары. Большое скопление милиции в форме, конечно, вызывало удивление у тысяч приехавших, тем более, что возле платформы у всех на виду стояли милицейский уазик и мотоцикл… Милиционеры вносили в массы дезинформацию о якобы отменённом мероприятии, но народ, рвавшийся к памяти о своем любимом Владимире Высоцком, нельзя было остановить. В электропоездах, не имеющих остановки на платформе Ожигово, срывались стоп-краны, из вагонов люди гурьбой вываливали на платформу. То здесь, то там вспыхивали небольшие инциденты с представителями власти, но, в целом, никаких ЧП не произошло. И вечер памяти состоялся".
В середине 80-х годов в наро-фоминский дворец культуры "Звезда" приезжала группа актёров Театра на Таганке, где работал Владимир Высоцкий, с воспоминаниями о нём. Помню — из зала пришла на сцену записка: "Правда ли, что Высоцкий был в Наро-Фоминске и даже "отметился" в милиции, ведь в одной из песен он спел: "Сижу на нарах я, в Наро-Фоминске я…". Кто-то из актёров ответил: "Дескать, думаю, это не так. Просто ему нужна была рифма, и он, наверное, подошёл к карте Подмосковья и увидел Наро-Фоминск. Так ваш город и попал в песню".
Я сразу не очень в это поверил. Сам пишу стихи и знаю, что они приходят из подсознания, из памяти. Стал интересоваться. Опять помог журналист Энвер Софинов, имеющий хорошие знакомства в железнодорожной милиции. Ссылаясь на бывшего оперативного дежурного линейного отделения милиции на станции Нара Бориона Алиевича Халилова, он поведал, что действительно в начале 70-х годов летом Владимир Высоцкий вместе с двумя приятелями, будучи навеселе, уснули в электричке и доехали до конечной остановки — станции Нара. Высоцкий в то время ещё не был широко известен. Его с приятелями милиционеры доставили в "обезьянник" на станции Нара, где они и провели ночь.
Так что читатели газеты "Центр Города" знают, что известнейший человек двадцатого столетия Владимир Семенович Высоцкий ночевал в их городе. Это уже история, так же, как и посещение района Сергеем Есениным, Антоном Павловичем Чеховым, Львом Николаевичем Толстым и другими известными деятелями отечественной культуры.
Ещё вспоминается один примечательный случай. В составе наро-фоминской делегации мне довелось побывать в 1988 году в болгарском городе Елине Пелине (побратиме Наро-Фоминска). Мы подарили местной школе полный набор виниловых дисков с песнями Владимира Высоцкого, выпущенных Апрелевским заводом грампластинок. Их было порядка 17-18 наименований, а в Софии в продаже я видел только 3-4 первых, хотя Высоцкий тогда был уже очень популярен в Болгарии. Болгарская учительница русского языка не скрывала своего восторга и сказала: "Это для нас очень ценный подарок. По песням Высоцкого я буду учить детей настоящему русскому языку…".
Да, Владимир Высоцкий был, есть и будет всегда настоящим, своим для каждого из нас.
Виталий Кулагин
Комментарии (0)
Добавить комментарий