В 2012 году исполнилось 300 лет со дня освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Литвинове, возведённого на средства князя Ивана Ивановича Щербатова.
Дата рождения князя, чей род ведёт своё начало от легендарного Рюрика, остается невыясненной. Известно, что он был стольником и входил в число ближних людей царя, иногда сопровождал его в поездках. В 1687 г. Щербатов участвовал в Крымском походе князя В.В.Голицына. В 1698г. он служил поручиком в Семёновском полку, а спустя два года исполнял обязанности судьи. В 1707 г. его назначили воеводой в Соликамск, в 1712-1714 гг. он был воеводой в Вятке. В 1722 г. Щербатов, будучи капитаном, вышел в отставку, а через восемь лет принял постриг в Юхновском монастыре. Князь был очень набожным человеком, только в своих подмосковных вотчинах он возвёл три храма!
Строительство церкви в Литвинове было завершено в 1710 г., ещё полтора года ушло на отделочные работы. Архимандрит Боровского Пафнутиева монастыря Серапион освятил антиминс для храма в августе 1712 г. В штате храма числились священник, дьяк, пономарь и просвирник. Приход же составили вотчинник и жители 21 крестьянского двора. Владельцы Литвинова бывали здесь редко, поэтому основными прихожанами храма стали крестьяне Новинского, самой большой деревни этого щербатовского имения.
Храм был выстроен в стиле московского барокко; его купол венчала колокольня с ярусом звона, завершавшимся луковичной главкой. К четверику первого яруса примыкали алтарь и трапезная с Владимирским и Боголюбовским приделами. Из рассказов предков коренных жителей известно, что в храме были и позолоченный алтарь, и фрески. В 1770-х гг. в церкви служил диаконом Лаврентий Петров. В качестве золотаря его привлекали к участию в реставрации Успенского собора Кремля! Вероятно, он занимался украшением и своего храма, ведь и Щербатовы, и Н.М.Голицын, поочередно владевшие Литвиновским имением в XVIII в., были самыми состоятельными дворянами в Верейском уезде.
В 1810 г. трапезная стала местом упокоения кн. Григория Алексеевича и его жены Анастасии Николаевны, родителей будущего генерал-губернатора Москвы Алексея Щербатова. Григорий Алексеевич в 1785-94 г.г. являлся уездным депутатом, а в 1794-97г.г. служил предводителем Верейского дворянства. Уход из жизни этой четы был напрямую связан с неожиданной смертью их невестки Екатерины, жены сына Алексея и родной сестры поэта П.А.Вяземского. Её смерть стала двойным ударом для Щербатовых, так как она ожидала рождения первенца. Старый князь умер через две недели после кончины невестки, вскоре за ним последовала и его жена. Таким образом, Алексей Григорьевич в течение трёх месяцев потерял четырёх родных ему людей.
В середине XIX в. настоятелем храма был С.А.Цветков. Он являлся благочинным Верейской округи, и под его надзором велось строительство Никольской церкви в Наре. Священники Успенской церкви духовно окормляли не только крестьян, но и постояльцев литвиновской богадельни и пациентов новинской больницы, созданных в 70-е гг. С.С.Щербатовой. Начиная с 1870 г., настоятели храма также обучали деревенскую детвору в единственном в уезде частном училище, организованном Щербатовыми.
В XIX в. прихожанами храма были многие князья Щербатовы, составившие гордость нашего Отечества: герой войны 1812 г. генерал-майор Николай Григорьевич (1778-1845); Григорий Алексеевич (1819-1881), Петербургский предводитель дворянства; Владимир Алексеевич (1826-1888), Саратовский предводитель дворянства и губернатор; Александр Алексеевич (1829-1902), Московский городской голова; Алексей Григорьевич (1848-1912), Подольский губернский предводитель дворянства; Александр Григорьевич (1850-1915) главноуправляющий Красного Креста, председатель «Союза русских людей» и «Российского союза торговли и промышленности».
Храм оставался действующим до середины 1930-х гг. Один из его последних священников, о. Пётр Смирнов, был духовным наставником инокини Магдалины, прославленной в 2008 г. в лике Преподобномученицы. Когда в 1929 г. закрыли Зосимову пустынь, она обосновалась в Новинском. Вне всякого сомнения, матушка Магдалина молилась и в литвиновском храме!
До Отечественной войны храм успел послужить и столовой в детской здравнице, и даже гаражом. В конце 1941 г. в Литвинове находились немецкие войска, которые неоднократно подвергались артобстрелу со стороны Красной Армии. Пострадал и храм, ведь его колокольня была самой высокой точкой в округе. После войны церковь отремонтировали, однако завершение верхнего яруса сделали шлемовидным. В храме разместили дизельную установку, а в алтарной части обустроили теплицу для выращивания цветов.
В 60-х гг. власти решили уничтожить храм. Это решение было обусловлено ужесточением государственной политики в отношении Церкви. К тому же в 1959 г. в Литвинове открыли санаторий, подчинявшийся Московскому обкому КПСС. Наличие храма на территории такого санатория, естественно, противоречило идеологическим установкам. И летом 1965 г. храм, служивший также усыпальницей Щербатовых, был разрушен. Что произошло с захороненными здесь останками князей и клириков – неизвестно. Стены же церкви были обращены в кирпич и камень – ими вымостили дорогу, ведущую в Литвиновское лесничество.
В 2015 г. исполнится 50 лет со дня варварского уничтожения церкви. Было бы правильным с моральной, духовной и исторической точек зрения к этой печальной дате поставить, по крайней мере, памятный поклонный крест на том месте, где раньше возвышался Успенский храм и где покоился – а, может быть, покоится и до сих пор – прах владельцев Литвиновского имения, подаривших России много славных сынов!
Геннадий Подбородников
Комментарии (0)
Добавить комментарий